Развитие территории Беларуси в поозерское оледенение

курсовая работа

Глава 1. Особенности динамики Поозерского ледникового покрова

В первой главе рассмотрим структуру и динамику ледникового тела позерского ледника. Будут описаны границы предельного распространения льдов в максимальную и минимальную фазы развития ледника, а также отложения и образования, выраженные в современном рельефе.

Областями питания последнего ледникового покрова Европы служили Британские острова, Фенноскандия (Скандинавский, Кольский полуострова, котловина Балтийского моря) и континентальный шельф Баренцева моря (Баренцев шельф). Данные о ледниковом разносе валунов позволяют выделить шесть секторов, обеспечивавших питание отдельных или одновременно нескольких ледниковых потоков: Британский, Южнонорвежский, Северо-Западный (северные склоны Скандинавских гор), Шведско-Финско-Карельский, Баренцевоморский (Кольский полуостров и юго-западная часть шельфа Баренцева моря) и Северо-Восточный (юго-восточная часть этого шельфа, Новая Земля, Полярный Урал) [2].

Шведско-Финско-Карельский сектор служил областью питания для нескольких ледниковых потоков: Балтийского, Чудского, Ладожского, Онежско-Карельского и Беломорского. Основными центрами питания и разноса валунов являлись восточные склоны Скандинавских гор, котловина Балтийского моря, низменности и возвышенности Финляндии Кольского полуострова.

Поозерский ледник распространялся Чудским ледниковым потоком. Этот ледниковый поток был узким, но отличался своеобразием динамического проявления и выделялся уже с максимальной стадии. Его западный и восточный ледоразделы хорошо выражены в современном рельефе в виде цепи возвышенностей (Судомской, Бежаницкой, Городокской, Витебской). Во время максимального распространения льда ледораздельная зона была связана с Витебской возвышенностью, аккумулятивная основа которой, образовавшаяся в допоозерское время, осложнила существующее здесь поднятие дочетвертичных пород [7].

В таблице 1 приведена геохронологическая шкала позднего плейстоцена и голоцена, которая охватывает и позерский этап.

В максимальную островецкую стадию Чудский поток оканчивался двумя лопастями - Дисненской (Нарочано-Вилейской) и Полоцкой. Во время его дальнейшей деградации эти лопасти прекратили свое существование, но обособились две другие - Псковско-Великорецкая и Восточно-латвийская.

Во время предельного распространения льды Чудского потока нередко достигали проксимальных склонов краевых образований сожского возраста. Граница максимальной стадии проходит по левобережью Вилии, в окрестностях Сморгони и Молодечно, вблизи склонов Ошмянской и Минской возвышенностей. Восточнее она поднимается к верховьям Березины, а затем снова опускается на юг по ее левобережью, поднимается к верховьям Усвейки, окаймляет с юга Лучесинское понижение. В максимальную стадию Дисненская лопасть имела несколько микроязыков в верховьях Вилии, а Полоцкая лопасть - крупный язык, приуроченный к Лучесинскому понижению, а также микроязыки в окрестностях Лепеля, озер Плавно и Лукомльского, в верховьях рек Бобр и Усвейка.

Направление движения льдов этих двух лопастей и языков, определенное по ориентировке валунов и расположению ледниковых форм, было в целом субмеридиональным. Только Лучесинский язык, судя по геолого-геоморфологическим данным, продвигался на юго-восток. Ориентировка ложбин стока, рытвинных озер и озов, располагавшихся в гляциодепрессии, а также ориентировка моренных гряд указывают, что он отступал в северо-западном направлении [3].

Полоцкая лопасть, к которой относится Лучесинский язык, отделялась Витебской возвышенностью от соседнего с востока Двинско-Касплянского языка Ловатской лопасти Ладожского ледникового потока, отступавшего в северо-восточном направлении. О ледораздельном генезисе Витебской возвышенности можно судить по большой мощности поозерских ледниковых отложений в ее западной части. Однако самые высокие участки возвышенности, скорее всего, оставались не покрытыми льдом.

Таблица 1. Геохронологическая шкала позднего плейстоцена и голоцена [3]

Система

Раздел

Звено

Горизонт

Подгоризонт

Слой

Четвертичная

Голоцен

Современное

Голоценовый

Верхнеголоценовый

Субатлантический

Среднеголоценовый

Суббореальный

Атлантический

Нижнеголоценовый

Бореальный

Пребореальный

Пдейстоцен

Верхнее

Поозерский

Верхнепоозерский

Верхнедриасовый

Аллередский

Среднедриасовый

Беллингский

Нижнедриасовый

Раунисский

Оршанский

Среднепоозерский

Борисовогородский

Михалиновский

Вязынский

Рогачевский

Турский

Даинский

Нижнепоозерский

Круглицкий

Слободский

Тамасовский

Мирогощинский

Чериковский

Аландский

Муравинский

Наиболее активной на территории Беларуси была Дисненская ледниковая лопасть. Проведенные замеры ориентировки галек в моренах выявили, что в лопасти наряду с главным направлением движения льда с севера на юг происходило движение вдоль осевой линии. Вместе с тем ориентировка галек часто соответствует местному простиранию моренных гряд и межгрядовых котловин. Из этого следует, что движение льда лопасти в стадию деградации контролировалось рельефом ложа.

Рис. 1 Структура поозерского ледникового покрова [13]. Ледниковые потоки: 1 - неманский; 2 - вилийский; 3 - дисненский; 4 - двинский; 5 - ловатский

Полоцкая ледниковая лопасть по размерам была близка к Дисненской, но распад ее закончился раньше. В этой лопасти еще резче проявилась различие в степени активности между западным и восточным флангами. Вдоль бывшего западного крыла лопасти протягивается цепь крупных островных возвышенностей, построенных из мощных накоплений морены, - Лукомльская, Пышногорская, Кубличская [13]. Образование ядер этих возвышенностей, по-видимому, относится еще к сожскому времени. Основной этап их формирования пришелся на период деградации максимальной стадии поозерского ледника.

В островецкий этап в Белоруссии талые ледниковые воды сравнительно свободно переливались через Балтийско-Черноморский водораздел и приледниковые озера занимали небольшую площадь. В это время на проксимальных склонах краевых образований сожского возраста (Ошмянской, Минской гряд и других) сформировались локальные площадки самого верхнего террасового уровня (195 -- 205м над уровнем моря) [12].

После максимального распространения льдов ранг этапов деградации Чудского ледникового потока пока еще достоверно не установлен. Озерные отложения, известные по разрезам Комаришки, Нарочь (Поповцы), Ясеновка и Вошнарово, изучались рядом исследователей. Они характеризуются довольно однообразными спорово-пыльцевыми спектрами с преобладанием пыльцы березы и сосны, с участием пыльцы ольхи и ели. Постоянно встречающаяся пыльца широколиственных пород является, по-видимому, переотложенной. Среди пыльцы травянистой растительности преобладает пыльца полыней и маревых. Скорее всего, это отложения, близкие к отложениям межстадиалов; на справедливость этого предположения указывают и данные карпологических анализов [4].

Рис. 2. Деградация поозерского ледникового покрова [14]. Гляциоморфологические комплексы: 1 - оршанская стадия; 2 - витебская фаза; 3- браславская стадия. 4 - конечно-моренные гряды; 5 - межлопастевый массив; 6 - ледораздел

Следующий за максимальным этап деградации льдов на территории Беларуси называется мядельским. Е.А. Ильин (1965) и Л.Н. Вознячук (1971) сопоставляют его с поморским временем. На мядельском этапе образовались хорошо выраженные конечноморенные гряды 1-я Свирская, Северонарочанская, Браславская, связанные с ритмичными колебаниями края Дисненской лопасти. Они отличаются мелким холмисто-котловинным рельефом с рытвинными озерами. Поверхности этих гряд (главным образом 1-ой Свирской) не подвергались абразионной обработке водами Вилейского приледникового озера.

В результате значительного отступания края ледника и усилившегося изостатического погружения в мядельскии этап на межмаргинальных пространствах образовались огромные озера: Лучесинское, Верхне-Березинское, Вилейское, а на юге Беларуси существовало обширное эфемерное Полесское озеро-разлив. В озерах отлагались в основном сортированные мелко- и тонкозернистые пески и значительно реже глинисто-алевритовые породы. Вместе с тем в озерах были велики участки абразионного размыва. На отметках 180 - 186 и 176 - 176 м сформировались хорошо выраженные абразионно-аккумулятивные террасы. Совпадение высоты террас разных водоемов объясняется тем, что все они были привязаны к системе Днепра и к тому же нередко соединялись между собой проливами-протоками.

В браславский этап площадь этих озер заметно сократилась, но зато образовалось Полоцкое озеро, в котором отлагались мощные толщи ленточных глин. Террасы Днепра, Березины и других рек Черноморского бассейна увязываются с береговыми линиями приледниковых озер, расположенных в интервале высот 205 - 160 м. Более низкие террасы приледниковых озер увязываются с террасами Западной Двины, Немана и их притоков. Геохронологический подсчет показал, что продолжительность накопления глин и, следовательно, продолжительность существования Вилейского озера можно оценить в 400 лет, а Полоцкого - в 1000 - 1200 лет.

Изложенное выше показывает, что в период деградации максимальной стадии лопасти все более обособлялись и проявляли наибольшую активность на западных флангах. В это время оформилась зона межлопастного ледораздела, сформировались мощные маргинальные образования и межъязыковые возвышенности.

На следующем, браславском этапе деградации образовались более мелкие ледниковые языки. На севере Беларуси этому этапу соответствуют полосы грядово-холмистого рельефа. Примером может служить рельеф Браславской возвышенности. Не исключено, что остов этой возвышенности был создан предшествовавшими надвигами ледника, а в браславское время произошла его надстройка молодыми формами.

Невельские краевые образования представлены в районе сел. Усвяты, г. Невель и пос. Россоны полосой холмистого и крупнохолмистого рельефа шириной до 10 - 15 км. Заложение Невельских краевых образований произошло между краем активного и полосой мертвого льда. Отток талых вод осуществлялся вдоль края активного льда и поэтому с его дистальной стороны возникли вытянутые по простиранию краевого комплекса холмы, гряды и небольшие массивы. Они наблюдаются к северу от оз. Езерище и по правобережью р. Оболь.

Себежские краевые образования, связываемые В.А. Исаченковым и рядом других исследователей с мядельским (поморским) этапом деградации, прослеживаются в виде полосы холмистого и крупнохолмистого рельефа шириной 50 - 60 км, протягивающейся между Бежаницкой и Латгальской возвышенностями в районе Себежа, Пустошки и Идрицы. В пределах Себежских краевых образований выделяются внешняя (южная) и внутренняя (северная) зоны, формирование которых было связано, по-видимому, с двумя подвижками края ледника. Во внешней зоне развит мелкохолмистый, реже крупно-пологохолмистый рельеф. Наиболее четко краевые образования выражены на восточном крыле ледниковой лопасти (г. Пустошка), где отмечается до четырех-пяти полос холмистого рельефа. В районе г. Пустошка и пос. Освея прослеживаются крупные гряды, имеющие вид дуг, обращенных выпуклой стороной на юг (Освейская гряда) и юго-восток (Пустошикинская гряда). С дистальной стороны внешняя зона сопровождается зандрами, развитыми в бассейне р. Уши.

В фазу максимального продвижения ледника, когда край Псковско-Великорецкой лопасти надвинулся на Идрицко-Себежское поднятие северобелорусской доледниковой куэсты, произошло относительно быстрое омертвение ее внешней части и расчленение на глыбы мертвого льда. На месте этих глыб в настоящее время располагаются котловины крупных озер (Свибло, Нища, Осыно и др.).

Край активного ледника быстро отступил к северу и не обусловил значительной аккумуляции, поэтому в полосе его максимального продвижения развит главным образом мелкохолмистый рельеф. Несколько большую активность ледник проявлял в депрессиях дочетвертичной поверхности в районе Пустошки и Освея, где возникли морены напора (Пустошка) и хорошо выражены гляциодепрессии макроязыков (котловина Освейского озера). Движение льда в освейской гляциодепрессии происходило в юго-юго-западном направлении, в пустошкинской - на восток-юго-восток. Об этом свидетельствует простирание длинных осей гляциодепрессии и окаймляющих их дуг краевых образований[1].

Рис. 3 Край ледникового покрова: 1 - коренные породы; 2 - отложения донной морены; 3 - зандровые отложения; 4 - конечно-моренная гряда; 5 - канал стока талых ледниковых вод; 6 - приледниковое озеро; 7 - массив мертвого льда; 8 - лопасть ледникового покрова

Идрицкая цепь проходит в южной части внутренней зоны у пос. Идрица и дер. Ночлегово. Она состоит из крупных гряд длиной до 10 - 15 км, шириной до 1 - 2 км и высотой от 10 до 40м. Сложены гряды главным образом песчано-гравийным, но местами песчано-валунно-галечным материалом. Между Идрицкой и Томсинской цепями выделяется система гряд, вытянутых в северо-западном направлении на 10 - 15 км при ширине 2 - 3 км и высоте до 20 - 40 м. Эти гряды обычно сложены разнозернистым песком, и некоторые из них перекрыты маломощным валунным суглинком.

Строение четвертичных отложений в пределах Себежских краевых образований изучено слабо. По имеющимся данным, здесь выделяются два, иногда три горизонта морены, разделенные водно-ледниковыми осадками. Нижний горизонт, ограниченно распространенный, относится условно к сожскому времени, средний и верхний - к поозерскому. Верхний горизонт отмечается обычно в пределах внутренней зоны.

Таким образом, формирование Себежских краевых образований связано с двумя крупными подвижками Псковско-Великорецкой лопасти. Во время первой, пустошкинской, фазы ледник отличался повышенной активностью и надвинулся на Идрицко-Себежское допоозерское поднятие и прилегающие участки Бежаницкой и Латгальской возвышенностей. Деградация ледника сопровождалась омертвением его внешней части шириной до 20 - 30 км. В дальнейшем произошло отступание края активного ледника к северу, но его ранг в настоящее время неясен, так как необходимые для этого стратиграфические данные на территории Псковской области отсутствуют.

Во время следующей, себежской фазы в составе псковско-великорецкой лопасти четко выделился верхневеликорецкий язык, занимавший бассейн верхнего течения р. Великой. Движение льда в это время происходило в южном направлении, о чем свидетельствует простирание длинной оси верхневеликорецкой гляциодепрессии и развитых на ее поверхности озовых и моренных гряд, а также общая конфигурация краевого комплекса. Отступание ледника в себежскую фазу сопровождалось омертвением его внешней части шириной до 20 - 40 км.

Наиболее четко краевой комплекс выражен на востоке Средневеликорецкого языка (от Судомской возвышенности до пос. Красногородское), где он представлен полосой холмистого, местами крупнохолмистого моренного и камового рельефа шириной от 4 до 10 км. Здесь выделяются две цепи холмов и гряд. Южная состоит обычно из холмов, сложенных валунным суглинком, в северной развиты песчаные гряды длиной от 2 до 12 км. На переднем участке Средневеликорецкого языка, к западу от пос. Красногородского, краевые образования выражены слабо и состоят из небольших изолированных моренных и песчаных холмов. С дистальной стороны краевой комплекс сопровождается системой камовых массивов и озовых гряд, наиболее крупные из них располагаются в районе пос. Пушкинские Горы и севернее г. Опочка [9].

Приведенные данные позволяют предположить, что формирование Красногородских краевых образований происходило следующим образом. Первоначально заложилась внешняя цепь холмов и гряд. Отток талых ледниковых вод осуществлялся на юг через полосу мертвого льда. На месте водных потоков возникли озовые гряды и камовые массивы. В дальнейшем, по мере заполнения полостей мертвого льда обломочным материалом и отступания ледника к северу, сток стал осуществляться вдоль его края на юго-запад. В это время сформировалась северная цепь холмов и гряд, сложенная водно-ледниковым материалом.

В лужский этап происходила новая активизация льдов Чудского потока и сформировались краевые образования, пересекающие Псковскую низину к северу от г. Остров (селения Палкино, Красные Пруды, Карамышево, севернее г. Порхово). Здесь развит холмистый и холмисто-грядовый рельеф, местами выделяется до трех цепей холмов и гряд. С дистальной стороны они сложены валунным суглинком, часто образуют морены напора и включают ряд микроугловых участков, достигающих в поперечнике 1 - 2 км и в высоту 20 - 25 м. С внутренней стороны обычно развиты камы.

Таким образом, мы видим, что позерский ледник представлял собой не единый ледяной монолит, а состоял из нескольких потоков, языков и микроязыков, с различной динамикой каждого из них. Именно они и сыграли определяющую роль в формировании современного рельефа и морфологии Белорусского Поозерья.

2. Формирование внеледниковой области

поозерский ледник покров гряда

В поозерское время по-разному сложились палеогеографические условия в северной части Беларуси и за ее пределами в более южных районах: первая была покрыта ледником, а во внеледниковой зоне сложились перигляциальные условия. Это привело к возникновению на севере республики свежего ледниково-аккумулятивного рельефа, а на остальной площади - к еще большему преобразованию и затушевыванию подобных, но более древних форм.

Во время своего максимального продвижения (оршанская стадия) ледниковый покров занял территорию Поозерья. Примерная граница предельного распространения льдов проводится по северным склонам Гродненской возвышенности, а затем по линии Островец - Докшицы - Лепель - Орша[11]. В краевой зоне этого покрова возник комплекс образований из моренных гряд и холмов, камов, озов и других водно-ледниковых аккумуляций, (см. рис. 4). В понижениях перед деградирующими льдами возникали огромные приледниковые озера, в которых накапливались мощные толщи ленточных пород. Самым обширным из таких водоемов было озеро, заполнявшее Полоцкую низменность.

Рис. 4 Территория после таяния ледника: 1 - коренные породы; 2 - отложения донной морены; 3 - зандровые отложения; 4 - конечно-моренная гряда; 5 - оз; 6 - кам; 7 - термокарстовая западина; 8 - котловина озера экзарационного происхождения

Ведущее место во внеледниковой области принадлежало осадкообразованию, связанному с делювиально-пролювиальными процессами (накопление ритмично-слоистых песчано-глинистых пород по склонам возвышенностей и долин, балкам и оврагам), деятельностью рек (отложения надпойменных террас) и озер. В перигляциальной зоне из материала, доставляемого главным образом ветрами из ледниковой области и примыкавших районов, сформировался плащ лессовидных пород, впоследствии преобразований различными процессами и ныне развитый на значительных площадях Оршанской, Минской и Новогрудской возвышенностей, Мозырской, Копыльской и Ошянской гряд, Оршанско-Могилевского плато и пр.

Во внеледниковой зоне в начале и середине позерского времени накапливались торфяники, озерно-аллювиальные отложения, аллювий вторых надпойменных террас, шло овраго- и балкообразование. Во время оршанской стадии завершилось выделение вторых надпойменных террас в бассейнах Днепра и Буга, причем по Березине, Бобру и Днепру отмечается смыкание этих террас и зандров (см. рис. 5).

В промежутке между браславской и оршанской стадиями во внеледниковой зоне происходил подъем территории и врезание рек. Тогда же Припять, по мнению ряда исследователей, пропилила Мозырскую гряду, и начали спускаться многие полесские озера.

Во время ледниковых подвижек во внеледниковой зоне продолжалось развитие оврагов и балок. В частности, тогда появились два верхних террасовых уровня балок Мозырской гряды. Образовались также эоловые гряды, дефляционные западины и котловины, интенсивно протекали процессы солифлюкции, плоскостной смыв и пр.

Делись добром ;)