Создание высокопроизводительного современного рудника Артемьевский

курсовая работа

2.2 Интрузивные образования

Небольшие по площади интрузивы, в составе преобладают амфиболовые и амфибол-плагиоклазовые диоритовые порфириты. Реже- мелкозернистые диориты и порфировидные микродиориты. Подчиненное развитие имеют- кварц-плагиоклазовые дацитовые порфиры. В западном углу участка установлена небольшая апофиза среднезернистых амфибол-биотитовых гранодиоритов. Ранее вся эта группа пород рассматривалась в составе саурского интрузивного комплекса. Диоритовые порфириты, вмещающие медно-порфировое оруденение, классифицируется как дополнительные интрузии саурского комплекса. Кроме того, на площади выделялись субвулканические образования среднего девона и среднего карбона.

В настоящее время на основе результатов, получилось в результате детальных поисков(мастаба 1:50000), предложенная ранее схема интрузивного магматизма претерпела корректировку.

В итоге установлено, что мелкозернистые диориты и пиритизированные диоритовые порфириты в западном углу участка, а также на правом берегу р за пределами площади участка прорываются и ороговиковывается интрузиями амфибол-биотитовых гранодиоритов саурского комплекса. И те идругие перекрываются отложениями Артемьевский свиты. Обломки плагиоклазовых диоритовых порфиритов установлены в составе обломочного материала агломератовых туфов среди образовании турнейского яруса. Эти факты послужили основанием для корректуры возраста рудовмещающих интрузивов, которые рассматриваются на данной стадии с определенной долей условности как комплекс гипабиссальных и субвулканичных интрузий нижнекаменноугольного возраста. Предполагается, что формирование этого комплекса происходило в завершающую стадию вулканизма турнейского времени. Таким образом, схема развития интрузивного магматизма на участке представляет следующим образом:

а) Комплекс гипабиссальных интрузий порфиров и порфиритов; первая фаза- плагиоклазовые, местами квацсодержащие диоритовые порфириты, редко диороты и микродиориты. Вторая фаза- плагиоклазовые и кварц-плагиоклазовые, редко кварцевые амфиболсодержащие дацитовые порфиры; жильная серия: дайки плагиоклазовых и кварцевых дацитовых порфиров, амфиболовых и амфибол-плагиоклазовых Артемьевский диоритовых порфиритов, спессартитов, диабазов и диабазовых порфиритов.

б) Саурский интрузивный комплекс- представлен лишь краевой частью апофизы Уштасского массива- среднезернистые амфибол-биотитовые гранодиориты.

в) Артемьевский комплекс субвулканических интрузий- малые тела диабазов, диабазовых порфиритов, андезитов, базальтов, сопровождающиеся дайками диабазовых и базальтовых порфиритов.

Нижнекаменоугольный комплекс гипабиссальных интрузий порфиров и порфиритов- представлен рядом небольших по площади интрузивов. Наиболее крупный- Артемьевский массив. Все развитые интрузивы тяготеют к зоне разлома субширотного простирания. Площадь Артемьевского массива- 2,5км2. В плане он имеет неправильную форму с многочисленными апофизами. Падение контактов интрузива в разных его частях неоднозначно. Северный контакт интрузива, по геофизическим данным, имеет крутое падение в пределах 75-80є в сторону вмещающих пород. Южный контакт в верхней вскрытой своей части падает под <30є в сторону интрузива, на глубине ~200м. Он выкручивается с изменением направления падения плоскости контакта в сторону вмещающих пород <75є. Пологое падение в сторону интрузива под<25-30є имеет и юго-восточный контакт, положение которого чётко установлено по корреляции данных поверхности со скв.№7. Апофизы, отходящие в северо-восточном направлении, имеют сложную конфигурацию с преобладанием крутым падением. Можно предположить, что данный интрузив имеет форму ассимитричного штока. У западной границы участка откартирован ряд силлов и интрузивных залежей, сложенных породами данного комплекса. В первом случае форма их подчиняется слоистости вмещающих пород. Во втором, наоборот, они имеют чёткие секущие взаимоотношения с вмещающими их структурами проекции интрузива с максимальными раздувами в зонах сочленения разломов различной ориентировки.

В магнитном поле эти интрузивы фиксируются нечётко.Артемьевскии интрузив отличается сравнительно спокойным положительным магнитным полем интенсивностью от 500 до 800гамм на фоне дифференцированного знакопеременного магнитного поля. Поверхностная конфигурация интрузива в характере магнитного поля не находит отражения. Это объяснён тем, что породы слагающие эти массивы, как и вмещающих их вулканиты, обладают близкими значениями магнитной восприимчивостью.

Характер магнитного поля над интрузивами осложняется частичными перекрытием их вулканитами кенсайскрй свиты, которые фиксируются знакопеременных магнитным полем. Таким образом, применение магниторазведки в выявлении и картировании интрузивов подобного состава среди вулканогенно- осадочных толщ с преоладающим андезитовым вулканизмом весьма ограничено.

Анализ физических свойств пород рудоносного интрузива проводился по преобладающим в его составе двум литологическим разновидностям: диоритовым порфиритам и мелкозернистым диоритам. Характер вариационной кривой распределения магнитной восприимчивости у обеих литологических разновидностей очень близок к характеру кривой вмещающих интрузивов вулканитов турнейского яруса. Максимумы вариационных кривых для диоритовых порфиртов соответствует 5-500ед. CGSM, для мелкозернистых диоритов 25-500ед.CGSM. Правый максимальной кривой обеих разновидностей совпадает. Ему соответствуют неизменёные и слабо изменённые разновидности порд. Смещение левого максимальной кривой диоритовых порфиритов по сравнению с мелкозернистыми диоритами свидетельствует о преобладанию проявлении гидротермальных процессов в диоритовых порфиритах, нежели в мелкозернистых диоритах. Несколько пониженные значения левого максимальной кривой диоритовых порфиритов свидетельствует о сравнительно более интенсивном их изменении.

Вариационные кривые распределения плотности пород сходны. Увеличение верхнего предела колебания плотностей у диоритовых порфиритов- о более интенсивной их пиритизации.

В процесс формирования комплекса выделены две фазы рвущих взаимоотношений между представляющими их породами. В северо- восточной части массива в крайней с севера апофизе установлено присутствие многочисленных контактово-изменённых ксенолитов амфибол-плагиоклазовых диоритовых порфиритов в кварц-плагиоклазовых дацитовых порфирах.

Породы первой фазы- преобладают в пределах участка. Ии сложены все выявленные здесь интрузивные тела комплекса, в составе которого резко преобладают диоритовые порфириты. Последнее обстоятельство создает однородный облик внутреннего строения массивов и мелких тел. Вариациисостава диоритовых порфиритов отражаются лишь в колебании содержаний вкрапленников амфибола и плагиоклаза. При преобладании амфибола породы приближено к спессартитам. Ограниченное распространение в составе этих интрузивов получили мелкозернистые диориты и их порфировидные разновидности. Обычно они приурочены к центральной частям интрузивных тел, в редких случаях слагают полностью эти тела. В составе интрузива мелкозернистые диориты образуют концентрическирасположеное лентовидное тело- до 200м. Положение его подчёркивает общую форму вертикального штока самого интрузива. Характерной чертой порды первой фазы является обилие ксенолитов вмещающих пород. Этот факт установлен с поверхности и на глубине. Особенно хорошо ксенолиты выявляются в южной, наименее изменённой метосоматическими процессами части Кенсайского интрузива. Размеры ксенолитов достигает 100Ч200м. По скв.№3, пробуривается в центральной части(глубина 450м.), ксенолитов вмещающих пород- 120м или 30%. Второй характерной чертой- обилие шлировых обособлений, представленных мелкокристаллическим агрегатом эпидота. Размеры шлиров- от сантиметра до первых десятков сантиметра. Содержание- 5-10% от общего объема породы.

Эндоконтактовая фация пород первой фазы выражается слабо. Представлена она диоритовыми порфиритами с небольшим содержанием вкрапленников. Местами по структурным- текстурным особенностям породы эндоконтактовой фации приближаются к диабазовым порфирам. На правом берегу р.Дарнаозень в интрузивном теле, которое продолжается за западной рамкой участка, эндоконтактовая фация представлена брекчиевидными диоритовыми порфиритами. Обломочный материал в них представлен диабазовыми порфирами. Форма обломков остроугольная, размер- от см. до 50см. Ширина зоны брекчиевидных диоритовых порфиритов - 50-200м. Максимальное значения она достигает в участках выклинивания интрузива, за пределами участка. Диоритовым порфиритам фазы повсеместно свойственны зеленоватые тона и четко выраженная порфировая структура. Порфировые вкрапленники(46-65% от массы) представлены плагиоклазом(34-52%) и амфиболом(6-27%). Плагиоклаз во вкрапленниках (андезин) образует призматические кристаллы(1,4-3мм.) или гломеропорфировые сростки. Часть полисинтетические и простые двойники, нередки зональные индивиды с прямой зональностью. Характерны автометасоматические изменения: деанортизация, серицитизация. Амфибол- зелёная, реже бурая роговая обманка образует длиннопризматические, шестоватые кристаллы(1,8мм. по длинной оси). Хлоритизированы.

Основная масса призматическизернистая или аллотриоморфнозернистая, существенно плагиоклазовая. В диоритовых порфиритах Кенсайского интрузива повсеместно перекристализована с образованием лепидо- и гранобластовых структур кварц-альбититового и кварц-серицит-альбититового состава. Акцессорные минералы: сфен, апатит.

Мелкозернистые порфировидные диориты и микродиориты отличается более раскристаллизация основной массой, для которой свойственна призматически зернистая структура. В составе её преобладает плагиоклаз(65-75%), размеры кристаллов 0,2-0,6мм. Порфировые вкрапленники- плагиоклазом, содержание их не превышает 10-15%. Размеры-1,2мм. Зелёная роговая обманка(до 30%) представлена презматическими и изометричными зёрнами 0,5мм., хлоритизирована. Микродиориты местами обладают субофитовой структурой, что приближена их к диабазам.

Породы второй фазы - плагиоклазовыми и кварц-плагиоклазовыми, реже кварцевыми амфиболсодержащими дацитовыми порфирами. Они слагают отдельные сложные по конфигурации лентовидные интрузивные тела в северо-восточной части массива. Единичные дайкоподобные интрузивы второй фазы прорывают апофизы массива. Установлены чёткие рвущие взаимоотношения их с диоритовыми порфиритами первой фазы.

Порфипрам второй фазы (в отличии от 1 фазы) свойственна окраска светло-серая, иногда с розоватым оттенком, такая же чёткая порфировая структура. Содержание порфировых вкрапленников, представляет плагиоклазом, велико, что порода преобладает гранитоподобный облик.

В шлифах порода обнаруживает чёткую порфировую структуру с призматически зернистой, аллотриоморфнозернистой структурой основной массы. Порфировые вкрапленники- плагиоклазом(4,6-40,5%), кварцем(3,6-8%), амфиболом(1,5-2,8%). Суммарное-20-55%.

Плагиоклаз образует призматические кристаллы и их сростки. По составу соответственно андезину. Альбитизирован с образованием эпидот-циозита. Отмечается тонкодисперсная специфическая пилитизация плагиоклаза, что и придает породе буроватый оттенок. Именно этот процесс всеми исследователями принимался за калишпатизацию, а вмещающие его породы относились к гранодиоритам. Размер вкрапленок плагиоклаза - 1,8мм.

Кварц обычно встречается в виде чётко огранённых идиоморфных кристаллов- до 0,8мм. Подчиненное развитие получили зёрна кварца меньших размеров с нечёткими очертаниями.

Вкрапленники амфибола практически нацело хлоритизированы с образованием в ассоциации с минералами эпидотовой группы полных псевдоморфоз.

Оснавная масса кристаллическизернистая, аллотриоморфнозернистая, большей частью перекристаллизована с образованием гранобластовых текстур. Акцессорные минералы: апатит, циркон.

Жильная серия - представлена многочисленными дайками диоритовых порфиритов, дацитовых порфиров. В пределах интрузивов отмечается лишь отдельные дайки, в зоне их экзоконтакта- рои. Расположенение даек вокруг Артемьевскогот массива радиальное. Насышенность даек неравномерное. Максимальное их сосредоточенноть в местах выклинивания мелких тел и апофиз. Мощность- в широких пределах. Особенно это характерно для диоритовых и дацитовых порфиров, мощность- 1-1,5м. до 10м. Дайки диабазовых порфиритов более выдержаны по мощности(1-3м.). Это касается и протяжённости. Если для первых она может достигнуть 1,5-2км., то для диабазовых порфиритов- первые сотни метров.

Петрографически дайки не отличаются от состава интрузивов.

Все приведенные данные свидетельствуют о близповерхностном формировании комплекса и сходстве Артемьевского интрузива с вулканическим аппаратом. Это подчёркивается и размещением фаций вулканогенных пород во вмещающих отложениях турнейского возраста.

шахта рудный стратиграфия гидрогеология

Делись добром ;)