logo
Автоматизация добычи угля на шахте им. Костенко

1.12 Системы планово - предупредительного ремонта (ППР)

Планово-предупредительный ремонт шахтного оборудования должен обеспечивать бесперебойную, производительную и безопасную работу оборудования.

ППР оборудования для очистных и подготовительных работ включает в себя:

- периодические остановки оборудования для выполнения планового технического обслуживания, плановых текущих ремонтов и осмотров (работы по замене деталей и узлов с изнашивающимися деталями, пополнению и замене смазки, подтяжке крепящих соединений, регулировке и наладке механизмов и токопроводящих соединений;

- выдачу из шахты в плановые сроки и отправку в капитальный ремонт оборудования;

- ревизию, ремонт, наладку и испытание комплексов с механизированными крепями, систем автоматизации и другого сложного механического оборудования.

ППР стационарного оборудования шахты предусматривает осмотры в установленные сроки и выполнение необходимых ремонтных работ.

Для оборудования шахты устанавливаются следующие виды плановых ремонтов и межремонтного техобслуживания:

- TO - 1 - проводится в каждую рабочую смену перед началом смены. ТО-1 включает в себя работы, необходимые для поддержания непрерывности работоспособности машины. Заключается в уходе за оборудованием, который проводится:

в очистных забоях -- машинистом комбайна и его помощником, дежурными электрослесарями и рабочими по обслуживанию мехкомплексов. Залеченные при приеме следующей рабочей сменой неисправности записываются в спецжурнал и устраняются в ремонтную смену. В течение смены обслуживающий персонал следит за правильной эксплуатацией горного оборудования и периодически проводит мелкий ремонт;

- ТО-2 - проводится 1 раз в ремонтную смену. Производятся работы и ремонт оборудования, которые входят в перечень ежесменных ТО, а также устраняют все замечания, которые были замечены в рабочие смены. Наряд на производство работ дает механик участка или его помощник, они же руководят всеми работами, а из рабочего персонала участвуют - бригада ремонтных слесарей участка, машинист комбайна и его помощник или комбайнер - механик, а также ГРОЗ и ГРП.

- TO-3 -- еженедельное ТО, которое выполняется силами ремонтных слесарей конкретного участка, слесарей ЭМС, машинистов оборудования и рабочих производственных процессов. При этом производятся работы, связанные с более сложным стационарным и электрооборудованием;

- Т0-4 -- проводится 1 раз в 2 недели для отдельных видов поверхностного стационарного оборудования и подземного электрооборудования типа высоковольтной ячейки и т.д. силами спецбригады ремонтных слесарей;

- РО - ежемесячный ремонтный осмотр, который проводится в плановом порядке и является первым и наименьшим по объему ремонтных операций ремонтным циклом, по которому затем определяют периодичность более сложных текущих ремонтов. Этот РО проводят в общешахтные выходные дни и выполняют работы, предусмотренные ТО, а также производят осмотр оборудования и замену быстроизнашиваемых деталей, срок службы которых не превышает один месяц. К ним относятся уплотнения.

Текущие ремонты осуществляются в прогрессе эксплуатации машин и оборудования и предусматривают замену и восстановление отдельных узлов и деталей и их регулировку. Они подразделяются на:

- Т-1 (текущий ремонт -- 1) -- проводится 1 раз в 3 месяца в плановом порядке. Производятся следующие работы: ремонт отдельных узлов машины, которые в процессе работы часто выходят из строя (узел нагребающих лап у комбайна ГПКс). Эти узлы выносят на поверхность и в мастерских производят ремонт. Проводятся работы в выходные и праздничные дни;

- Т-2 -- выполняется 1 раз в 6 месяцев в выходные и праздничные дни. Заменяют детали и сборные узлы. В ремонте принимают участие ремонтные слесари данного участка, а также слесари ЭМС шахты;

- Т-3 и Т-4 -- проводятся 1 раз в 9 и 12 месяцев соответственно в выходные и праздничные дни. Производят ремонт сложного передвижного и стационарного оборудования, где требуется персонал с разрядом не ниже VI и с допуском к высоковольтному оборудованию.

Капитальный ремонт -- целью этого ремонта является плановое регламентированное восстановление работоспособности оборудования на период всего ремонтного цикла. Его производят централизовано на ремонтных заводах. Срок службы после первого капитального ремонта должен составлять не менее 80% срока службы нового оборудования. При капитальном ремонте производится полная разборка машины по деталям, их мойка, дефектация в целях замены или восстановления изношенной детали. Ремонт машины производится обезличенно.

Ревизия и наладка сложного и уникального оборудования выполняется наладочными бригадами рудоремонтных предприятий и специализированных наладочных организаций на месте работы оборудования.