Отвод земельных участков на период реконструкции нефтепровода

дипломная работа

1.4 Порядок отвода земель на период реконструкции линейных объектов

Ранее описывалось, что отвод земельного участка под строительство линейных объектов является одной из обязательных процедур. Данная процедура регламентируется Земельным кодексом и может состоять из нескольких этапов:

· составление проекта межевания территории, и утверждение его в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации или утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

· предварительное согласование предоставления земельного участка;

· постановка на Государственный кадастровый учет;

· вынесение решения о предоставлении земельного участка на период реконструкции.

С 1 марта 2015 года, после внесения ряда изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, методика осуществления процедуры отвода, на период строительства и реконструкции (временный отвод), существенно поменялась.

Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из главы V был исключен целый ряд статей (28-34, 36, 38-39), направленных на регулирование порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это обусловлено тем, что Земельный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2015 года дополнен новой главой V.1, полностью посвященной указанным вопросам. При этом необходимость введения их нового правового регулирования была связана со значительным числом пробелов и коллизий в данной сфере [18].

Так, наличие в Земельном кодексе Российской Федерации разных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели их предоставления - для строительства и для целей, не связанных со строительством, не учитывало того факта, что зачастую разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем, а также предусматривает и возможность использования такого земельного участка без его застройки. Такая правовая неопределенность нередко приводила к формированию разной практики применения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Также были внесены изменения в вопросы предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства. Например, из содержания п.3, 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации можно было сделать вывод, что при наличии сформированного земельного участка его предоставление должно было осуществляться только без предварительного согласования места размещения объекта (т.е. на торгах или без проведения торгов при условии предварительной публикации и отсутствия заявлений иных лиц), даже в случае его предоставления для строительства объектов государственного или муниципального значения [18].

Процедура предоставления земельного участка для строительства включает две разновидности:

1 с предварительным согласованием мест размещения объекта;

2 без предварительного согласования мест размещения объекта [14].

Принципиальным различием данных процедур является субъектный состав будущих правообладателей земельных участков, порядок получения и вид их прав на земельный участок после его предоставления.

При процедуре предоставления земельного участка без предварительного согласования мест размещения объекта право собственности или право аренды земельного участка возникает исключительно по итогам торгов, а его правообладателями становятся граждане и юридические лица.

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта в собственность не производится, а осуществляется в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование в соответствии с рисунком 1.1.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.1 - Субъектный состав будущих правообладателей земельных участков и вид их прав на земельный участок после его предоставления

Предусмотренный этап предварительного согласования предоставления земельного участка не является аналогом ранее действующего предварительного согласования места размещения объекта.

Так, сейчас предусмотрена обязанность заинтересованного гражданина или юридического лица самостоятельно подготовить схему размещения земельного участка или указать земельный участок, образование которого предусмотрено проектом межевания территории и на который претендует указанное лицо.

Во-вторых, существенное отличие указанных процедур - отсутствие необходимости получения согласований в целях принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Это обусловлено тем, что возможность использования земельного участка в соответствии с тем или иным видом разрешенного использования должна решаться не в каждом конкретном случае индивидуально, а определяется при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

В случае если земельный участок подлежит образованию, не являются поводом для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка такие основания, как несоответствие разрешенного использования земельного участка заявленным целям, отсутствие установленного вида разрешенного использования земельного участка, неотнесение земельного участка к определенной категории земель. В этом случае решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка [30].

При этом принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Установление вида разрешенного использования земельного участка и отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.

Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Следующим этапом является решение о предоставлении отведенного участка в аренду путем проведения торгов или без них. Согласно подп.4 п.2 статьи 39.6 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, испрашиваемые для размещения объектов, предназначенных для обеспечения нефтепроводов, объектов федерального, регионального и местного значения, предоставляются в аренду без проведения торгов.

При предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с подп.4 п.2 статьи 39.6 необходимо иметь в виду, что понятия «объекты федерального, регионального, местного значения» раскрываются в статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно п.18-20 которой объекты федерального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие России.

Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации [38].

Виды объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации. Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов [14].

Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.

В случае предоставления испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, уполномоченный орган сразу в течение общего срока (не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю [14].

Делись добром ;)