2.2 Классификация нефтепроводов
Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы и экспорт.
Рассматривая систему трубопроводного транспорта нефти, следует отметить, что ей присущи основные особенности, характерные для больших систем энергетики. К ним относятся взаимосвязь с другими отраслями промышленности, территориальная распределенность, сложность, непрерывность развития и обновления, инерционность и непрерывность функционирования, многоцелевой характер и неравномерность процессов приема и сдачи нефти [12].
Нефтепроводом принято называть трубопровод, предназначенный для перекачки нефти и нефтепродуктов (при перекачке нефтепродукта иногда употребляют термин нефтепродуктопровод). В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензино-, керосино-, мазутопроводом и т.д. [12].
По своему назначению нефте- и нефтепродуктопроводы можно разделить на следующие группы:
· промысловые -- соединяющие скважины с различными объектами и установками подготовки нефти на промыслах;
· магистральные (МН) -- предназначенные для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и бензина) из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и НПЗ). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа;
· технологические -- предназначенные для транспортировки в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий различных веществ (сырья, полуфабрикатов, реагентов, а также промежуточных или конечных продуктов, полученных или используемых в технологическом процессе и др.), необходимых для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования [36].
Согласно СНиП 2.05.06 -- 85 магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от условного диаметра труб (в мм):
I. -- 1000--1200 включительно;
II. -- 500--1000 включительно;
III. -- 300 -- 500 включительно;
IV. -- 300 и менее.
Наряду с этой классификацией СНиП 2.05.07--85 устанавливает для магистральных нефтепроводов категории, которые требуют обеспечения соответствующих прочностных характеристик на любом участке трубопровода:
· категория IV - диаметр трубопровода 700 мм, подземная прокладка;
· категория III - диаметр трубопровода 700 мм, подземная и надземная прокладка; диаметр 700 мм и более, подземная, подземная и наземная прокладка [36].
Прокладку трубопроводов можно осуществлять одиночно и параллельно действующим или проектируемым магистральным трубопроводам в техническом коридоре. Под техническим коридором магистральных трубопроводов, согласно СНиП 27.05.06 -- 85, понимают систему параллельно проложенных трубопроводов по одной трассе. В отдельных случаях допускается прокладка нефте- и газопроводов в одном коридоре.
Рисунок 2.1 - Схема сооружений магистрального нефтепровода:
1 - промысел; 2- нефтесборный пункт; 3 - подводящие трубопроводы; 4 - головные сооружения (резервуары, насосная, электростанция и др.); 5 - узел пуска скребка; 6 - линейный колодец; 7- переход под железной дорогой; 8 - подводный переход через реку; 9 - наземный переход через овраг (ручей); 10 - конечный распределительный пункт.
В состав магистральных нефтепроводов входят:
§ линейные сооружения;
§ головные и промежуточные перекачивающие насосные станции;
§ наливные насосные станции;
§ резервуарные парки [37].
В свою очередь линейные сооружения согласно СНиП 2.05.06 -- 85 включают:
· трубопровод (от места выхода c промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной нефти) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения нефтеперекачивающих станций, узлами пуска и приема очистных устройств и разделителей при последовательной перекачке;
· установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопровода;
· линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;
· противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопровода;
· емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
· постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопровода;
· пункты подогрева нефти;
· указатели и предупредительные знаки [33].
Основные элементы магистрального трубопровода -- сваренные в непрерывную нитку трубы, представляющие собой собственно трубопровод. Как правило, магистральные трубопроводы заглубляют в грунт обычно на глубину 0,8 м до верхней образующей трубы, если большая или меньшая глубина заложения не диктуется особыми геологическими условиями или необходимостью поддержания температуры перекачиваемого продукта на определенном уровне (например, для исключения возможности замерзания скопившейся воды). Для магистральных трубопроводов применяют цельнотянутые или сварные трубы диаметром 300--1420 мм. Толщина стенок труб определяется проектным давлением в трубопроводе, которое может достигать 10 МПа. Трубопровод, прокладываемый по районам с вечномерзлыми грунтами или через болота, можно укладывать на опоры или в искусственные насыпи [33].
На пересечениях крупных рек нефтепроводы иногда утяжеляют закрепленными на трубах грузами или сплошными бетонными покрытиями, закрепляют специальными анкерами и заглубляют ниже дна реки. Кроме основной, укладывают резервную нитку перехода того же диаметра. На пересечениях железных и крупных шоссейных дорог трубопровод проходит в патроне из труб, диаметр которых на 100 -- 200 мм больше диаметра трубопровода.
С интервалом 10 -- 30 км в зависимости от рельефа трассы, на трубопроводе устанавливают линейные задвижки для перекрытия участков в случае аварии или ремонта.
Вдоль трассы проходит линия связи (телефонная, радиорелейная), которая в основном имеет диспетчерское назначение. Ее можно использовать для передачи сигналов телеизмерения и телеуправления. Располагаемые вдоль трассы станции катодной и дренажной защиты, а также протекторы защищают трубопровод от наружной коррозии, являясь дополнением к противокоррозионному изоляционному покрытию трубопровода [30].
Конечный пункт нефтепровода -- либо сырьевой парк нефтеперерабатывающего завода, либо перевалочная нефтебаза, обычно морская, откуда нефть танкерами перевозится к нефтеперерабатывающим заводам или экспортируется за границу.
- РЕФЕРАТ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ
- 1.1 Нормативная правовая основа использования земель для целей строительства и реконструкции линейных объектов
- 1.2 Особенности формирования полосы отвода при реконструкции нефтепровода
- 1.3 Особенности предоставления земельных участков на период реконструкции линейных объектов
- 1.4 Порядок отвода земель на период реконструкции линейных объектов
- 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА НЕФТЕПРОВОДОВ
- 2.1 Линейные объекты, их виды
- 2.2 Классификация нефтепроводов
- 2.3 Реконструкция линейной части магистральных нефтепроводов
- Освобождение аварийного участка нефтепровода от нефти
- Ст. 77 «ит–2» Зона «Полоса отвода железной дороги»
- 11 Отвод земельных участков под новое строительство
- Глава 4. Особенности использования земельных участков, предназначенных
- 2.1. Подбор и отвод земельного участка
- Испытания действующих нефтепроводов
- 3.1. Разработка проекта отвода земельного участка
- 4. Освобождение аварийного участка нефтепровода от нефти.
- 7.2 Отвод земельных участков.
- 7.17.2. Санитарно-эпидемиологический надзор при отводе земельного участка объекта