"Геолог-1" "Геолог Приморья"
Водоизмещение, т....................... 330 791
Длина, м....................................... 24 35,1
Ширина, м.................................... 14 18,2
Осадка без груза, м...................... 1,5 3,26
Высота надводного борта, м 1,7 4,47
Мощность дизель-генераторов,
кВт:
главных.................................. 2x106,7 2x225
вспомогательных.................. 2x50 2x50
Скорость хода, узлы................... 8 9
Мореходность, баллы................. 6 8
Условия работы:
удаление от берега, км.......... До 3 До 360
минимальная глубина мо-
ря, м......................................... 2 5
волнение моря, баллы............ 3 4
Минимальная глубина моря, на которой возможно бурение с катамарана, определяется величиной его осадки, максимальная — длиной якорных тросов. Возможные глубины бурения скважин зависят от типа установленных на катамаранах буровых установок.
Катамаран "Геолог-1" (рис.13) построен специально для инженерно-геологических изысканий в прибрежных акваториях Черного моря.
|
Рис. 13- Схема размещения основного технологического оборудования для инженерно-геологических исследований на судне "Геолог-1": 1, 2, 3, 4 — лебедка, копер, штанги пенетрационные, пульт управления и блок регистрации ПСПК-69 соответственно; 5 — установка буровая УГБ-50М; 6, 7, 8 — приемник, излучатель, блоки возбуждения и регистрации станции сейсмопрофилирования "Грунт" соответственно; 9 — гидробак с гидросистемой и балластом ПСПК-69; 10, 11 и 12 — корпус, насадка направляющая движителя и свайное устройство судна соответственно |
. На катамаране смонтированы: установка УГБ-50М с электроприводом для бурения скважин глубиной до 30 м по породам ударным, колонковым и шнековым способами; подводная пенетрационно-каротажная станция ПСПК-69 для исследования физико-механических свойств мягких грунтов и установления литологического строения морского дна; сейсмоакустическая станция "Грунт" для непрерывного профилирования с целью получения сведений о литологическом строении морского дна по всей зоне между опорными скважинами. В точке исследования "Геолог-1" закрепляется четырьмя якорями, а на глубинах моря до 7 м — дополнительно двумя закольными сваями длиной по 8 м.
Несамоходные плавучие буровые установки создают, используя в качестве основания, не предназначенные для бурения несамоходные суда (баржи, плашкоуты, шаланды), деревянные плоты или специально изготовленные для бурения металлические понтоны, катамараны и тримараны.
Из несамоходных судов чаще всего используют баржи. Из всего многообразия типов барж не все пригодны для производства буровых работ на море. Наиболее удобна сухогрузная баржа с открывающимися в днище люками, благодаря чему буровой станок можно установить в центре баржи. Перед производством работ баржу загружают балластом для придания ей большей остойчивости.
Иногда для бурения применяют две однотипные баржи, спаренные поперечными брусьями. Образуется катамаран с зазором между баржами, в котором размещается устье скважины. Спаривание барж позволяет применять тяжелые буровые установки и вести бурение в неблагоприятных гидродинамических условиях моря.
Буровые плоты наиболее доступны в изготовлении. Тяжелые плоты глубоко погружены в воду. Это повышает их остойчивость, но увеличивает осадку и не исключает захлестывание оборудования даже небольшой волной. Со временем плоты теряют свою плавучесть, и срок службы их сравнительно небольшой.
Буровые металлические понтоны по водоизмещению делят на легкие площадью 30—40 м2 и тяжелые площадью 60—70 м2. Остойчивость понтонов невысокая, и используют их преимущественно на закрытых акваториях при волнении моря до 2 баллов.
В России при бурении на шельфе дальневосточных морей широкое применение получили катамараны типа "Амур" и тримараны типа "Приморец", представляющие собой суда маломерного флота с ограничением плавания по волновому состоянию моря до 5 баллов. Первые несамоходные. Вторые могут передвигаться самостоятельно со скоростью до 4 узлов в тихую погоду на небольшие расстояния в пределах разведываемой бухты. Однако их тоже относят к несамоходным, так как условия работы в подавляющем большинстве случаев вынуждают использовать для их буксировки вспомогательные суда. Указанные катамараны и тримараны разработаны СКВ АО "Дальморгеология" для бурения ударно-забивным и вращательным способами разведочных скважин конкретных параметров и имеют следующие технические характеристики:
Катамаран Тримаран
"Амур" "Приморец"
Длина, м...................................... 13,6 18,60
Ширина, м.................................. 9,0 11,80
Высота борта, м......................... 1,5 1,85
Осадка, м.................................... 0,8 0,95
Водоизмещение, т...................... 40 65
Число и масса (кг) якорей......... 4x150 4x250
Грузоподъемная сила буро-
вой вышки, кН............................ 200 300
Параметры скважины, м:
глубина по воде.................... 25 50
глубина по породам.............. 25 50
Максимальный диаметр по
колонне обсадных труб............. 0,146/0,166 0,219/0,243
Рис. 14- Плавучие буровые установки АО "Дальморгеология":
а - ПБУ "Амур": 1 - якорная лебедка, 2 - рубка, 3 - буровая лебедка, 4 — буровая вышка; б — ПБУ "Приморец": 1 — надстройка, 2 — буровая вышка, 3 — буровая лебедка, 4 — талевая лебедка, 5 — вибратор, 6 — вращатель
Тримаран "Приморец" — ПБУ с тремя корпусами серийных судов, соединенными плоским мостом из стального проката (рис.14, б). Ходовой двигатель и винторулевое устройство размещены в среднем корпусе, смещенном в корму относительно боковых. Дизель-генератор и промывочный насос расположены в двух параллельных боковых корпусах тримарана. На палубе в кормовой части установки находится надстройка бытовых и служебных помещений, в носовой — размещено буровое оборудование, содержащее Л-образную буровую вышку, лебедку для ударно-забивного бурения, талевую оснастку и лебедку для подъема труб, вращатель и вибратор.
В палубе ПБУ "Амур" и "Приморец" имеются П-образные вырезы для отхода установки от скважины без извлечения обсадных труб на время шторма, плохой видимости или ремонта и последующего подхода к скважине для продолжения бурения. Непотопляемость и устойчивость этих установок сохраняются при затоплении любого одного отсека.
Катамаран "Амур" — ПБУ с двумя параллельными корпусами серийных краболовных ботов, соединенными в верхней части плоским мостом из стального проката, образующим общую палубу (рис.14, а). Энергосиловое и вспомогательное оборудование установки расположено в корпусах катамарана, что увеличило рабочую площадку. На палубе установлены А-образная буровая вышка, лебедка для ударно-забивного бурения, вибратор, обсадные трубы, рабочий инструмент, рубка, четыре якорные лебедки.
Осн.: 2. [ 74-77 ], 3. [ ]
Доп.: 7. [947-951]
Контрольные вопросы:
1. Для чего и на какие глубины предназначены БС?
2. Конструкция бурового судна.
3. Отличительная особенность в конструкции ППБУ от БС.
4. С помощью чего удерживаются БС ?
5. Что можно отнести к преимуществам БС?
Лекция № 7. Системы удержания плавучих буровых средств (ПБС).
Системы предназначены для удержания в заданных пределах отклонения бурового плавучего средства (БС и ППБУ) от оси бурящейся и эксплуатирующей скважины в горизонтальном направлении.
Обычно горизонтальное перемещение бурового плавучего средства не превышает 5-6 % глубины моря.
Радиус максимального отклонения R=0.06H,
Где 0,06 – максимальное относительное отклонение, ограничиваемое напряжениями в трубах водоотделяющей колонны и углом отклонения нижнего шарнирного и шарового или другой конструкции соединения; Н- глубина моря, м.
В зависимости от глубины моря Н все ПБС оснащают одной из следующих возможных систем удержания на точке бурения:
При глубинах моря до 200м – с помощью якорных цепей или тросов, либо комбинированной системы (якорных цепей и тросов);
На глубинах моря более 200м – с помощью динамической системы стабилизации (динамического позицирования).
Якорные системы удержания
Буровое плавсредство и систему заякоривания рассматривают как единый комплекс, за исключением случаев экстремальных погодных условий.
Система заякоривания включает якорные цепи, лебедку, стопорное устройство, роульс (устройство для изменения направления перемещения якорного троса). В зависимости от местных условий, характеристики бурового плавсредства и других факторов применяют различные схемы расположения якорных цепей или канатов относительно ПБС.
На рис. 15 показаны шесть наиболее распространенных в мировой практике вариантов заякоривания при воздействии нагрузок с любой стороны; n- число якорных канатов.
Якорные цепи или тросы выбирают в зависимости от ожидаемой нагрузки на них, глубины моря, характеристики рабочего оборудования, стоимости, наличия пространства для палубных устройств и других факторов.
Рис. 15- Типовых вариантов систем заякоривания: а,б,в – симметричные системы соответственно с n-9,8,10; г,д,е – системы с якорными канатами (n =8), расположенными соответственно под углом 45-900 друг к другу, порд углом 30-700 к оси платформы и под углом 30-600 к продольной оси судна
Для заякоривания применяют два типа плоскозвенных цепей с распоркой: цепь со сваренным встык звеньями и замковую цепь. В большинстве случаев для заякоривания применяют металлические канаты диаметром 57-76 мм (иногда 90мм). Преимущества металлических канатов: масса каната в морской воде ниже стоимости цепи. Недостаток металлического каната заключается в том, что вследствие малой массы требуется большое развертывание троса до необходимой величины тангенциальной кривой провисания, а также в случае выхода каната из строя его следует заменять по всей длине.
Якорные системы оснащают комплексом оборудования для регулирования натяжения якорных канатов, который включает тензометры и записывающую аппаратуру, непрерывно управляющую натяжением якорного каната и извещающую оператора об изменении высоты волны или направления ветра.
Системой управляют с пульта на основе информации, получаемой от датчиков, устанавливаемых на тросах.
Система динамической стабилизации.
На глубинах морей более 200 м якорные системы стабилизации не обеспечивают требуемые допускаемые отклонения ПБС о вертикальной оси бурящейся скважины, становятся массивными, и их применение неэффективно. По этим причинам на глубинах более 200 м используют динамические системы стабилизации (динамического позицирования), которые по сравнению с якорными системами удержания имеют следующие преимущества:
Обеспечивают требуемую технологией бурения точность позицирования ПБС;
Осуществляют быстрое изменение курса БС или ППБУ в целях уменьшения бортовой и вертикальной качек;
Обеспечивают быстрый уход с точки бурения и возврат на нее ПБС.
Система динамической стабилизации представляет собой замкнутую цепь автоматического управления. Она включает:
Цепь обратной связи с датчикам, определяющими координаты продольного и поперечного перемещения по осям х, у и угол поворота φ ПБС относительно принятых неподвижных координат;
блок сравнения, который определяет отклонения Δх, Δу и Δφ действующего положения ПБС от его начального расчетного положения х0, у0, φ0 ;
пульты управления, имеющие прямые и обратные связи с двигателями и гребными винтами, рассчитывающие и подающее командного пункта на двигатели и гребные винты команды для возвращения ПБС в начальное положение.;
подруливающие устройства (двигателей и гребных винтов), обеспечивающие перемещение судна на величину Δх, Δу и Δφ и возвращение егов начальное положение.
На автоматизированном пункте управления универсальная ЭВМ по цепи обратной связи получает данные от внешних датчиков о положении ПБС в определенный момент. При этом угол поворота определяют гидрокомпасом, а координаты х, у вычисляются системой акустического измерения АМS. Эти данные имеют высокую точность, их используют в системе динамической стабилизации.
В системе динамической стабилизации имеются две ЭВМ: одна работает, а вторая в резерве. Система автоматической стабилизации включается в работу и контролируется оператором с главного пульта управления.
Осн.: 2. [ 207-209 ], 3. [ ]
Доп.: 7. [987-993]
Контрольные вопросы:
1. Какие системы удержания вы знаете?
2. Из чего состоит якорная система?
3. Из чего состоит система динамической стабилизации?.
4. Чем отличаются эти две системы удержания ПБС ?
Лекция № 8.Особенности бурения морских скважин. Подводное устьевое оборудование. Морской стояк.
Бурение скважин на море труднее и дороже, чем на суше. Обусловлено это наличием над придонным устьем скважины водного пространства, необходимостью применять специальные морские основания для размещения на них бурового оборудования и выполнения с них комплекса работ, связанных с проводкой скважины, сложными гидрологическими и метеорологическими условиями работы на акваториях (ветры и волнения, приливы, отливы и течения, туманы, морось, снег и горизонтальная видимость, ледовый режим, температура воздуха и воды) и т.д.
Ветры, волнения и течения водного пространства, находящегося над придонным устьем скважины, вызывают качку плавучей буровой установки, перемещение оборудования и инструментов по ее палубе, дрейф и снос установки в направлении ветра или течения. Качка оказывает неблагоприятное физиологическое воздействие на людей, работающих на буровой установке. Волнение моря вредно и при бурении со стационарных (неподвижных) установок, так как волны, обрушивающиеся на основание буровой, могут повредить его или полностью разрушить.
Рыхлые породы морского дна обычно сильно обводнены. При бурении в таких породах для обеспечения сохранности керна и устойчивости стенок скважин приходится использовать специальные технические средства и осуществлять технологические мероприятия, требующие дополнительных материальных затрат и удовлетворяющие жестким требованиям охраны окружающей среды от загрязнения.
Специфические гидрологические и метеорологические условия моря, ограничивают возможности и снижают эффективность применения способов, технических средств и технологий бурения, используемых на суше. Поэтому проблема повышения эффективности бурения скважин на море до сих пор является одной из самых важных в процессе вовлечения в производство минеральных ресурсов подводных месторождений.
Для бурения и последующей эксплуатации таких скважин экономически оправданным является создание дорогостоящих массивных стационарных, полустационарных и погружных конструкций оснований, которые позволяют размещать на них традиционную буровую технику и использовать хорошо отработанные на суше технологии бурения, добычи, сбора и подготовки нефти и газа к транспортированию.
Бурение разведочных скважин на море требует принципиально новых конструкций бурового оборудования и технологий, которые гарантировали бы проходку скважин с соблюдением требований безопасности, экологичности и обеспечивали бы высокое качество работ при наименьших затратах. Для создания таких технологий и техники необходимо обобщить и оценить имеющийся опыт применения современных технических средств и технологий бурения на море, научно обосновать рациональные пути их дальнейшего развития.
Условия бурения на море
На процесс бурения скважин на море влияют естественные, технические и технологические факторы (рис.16). Наибольшее влияние оказывают естественные факторы, определяющие организацию работ, конструктивное исполнение техники, ее стоимость, геологическую информативность бурения и т.п. К ним относятся гидрометеорологические, геоморфологические и горно-геологические условия.
Гидрометеорологические условия характеризуются волнением моря, его ледовым и температурным режимами, колебаниями уровня воды (приливы —отливы, сгоны — нагоны) и скоростью ее течения, видимостью (туманы, низкая облачность, метели, осадки).
Для большинства морей, омывающих берега России (Японское, Охотское, Берингово, Белое, Баренцево, Татарский пролив), характерна следующая средняя повторяемость высоты волн, %: до 1,25 м (3 балла) - 57; 1,25 — 2,0 м (4 балла) - 16; 2,0—3,0 м (5 баллов) - 12,7; 3,0—5,0 (6 баллов) -10. Средняя повторяемость высоты волн до 3,0 м в Балтийском, Каспийском и Черном морях составляет 93 %, 3,0 — 5,0 м - 5 %.
Для бурения на акваториях опасны отрицательные температуры воздуха, вызывающие обледенение бурового основания и оборудования и требующие больших затрат времени и труда на приведение в готовность силового оборудования после отстоя.
Ограничивает время бурения на море также снижение видимости, которое в безледовый период чаще отмечается в ночные и утренние часы.
Геоморфологические условия определяются очертаниями и строением берегов, топографией и почвой дна, удаленностью точек заложения скважин от суши и обустроенных портов и т.п. Для шельфов почти всех морей характерны малые уклоны дна. Изобаты с отметкой 5 м находятся на расстоянии 300—1500 м от берега, а с отметкой 200 м — 20 —60 км. Однако имеются желоба, долины, впадины, банки.
Почва дна даже на незначительных площадях неоднородна. Песок, глина, ил чередуются со скоплениями ракушки, гравия, гальки, валунов, а иногда и с выходами скальных пород в виде рифов и отдельных камней.
На первой стадии освоения морских месторождений твердых полезных ископаемых основным объектом геологического изучения являются участки в прибрежных районах с глубинами акваторий до 50 м. Это объясняется меньшей стоимостью разведки и разработки месторождений на меньших глубинах и достаточно большой площадью шельфа с глубинами до 50 м.
|
Рис. 16.- Факторы, влияющие на эффективность бурения скважин на море |
- 1 Учебная программа дисциплины (syllabus)
- 1.1 Данные о преподавателях:
- 1.2 Данные о дисциплине:
- 1.7. Учебно – методические материалы по дисциплине Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.8 Система оценки знаний студентов
- Политика и процедура
- 2. Содержание дисциплины
- 2.2 Конспект лекционных занятий Лекция №1. Введение. Современное состояние освоения морских месторождений.
- Образование водяных и газовых конусов.
- Элементы гидрогеологического режима.
- Установка спбу на точке бурения
- "Геолог-1" "Геолог Приморья"
- Требования к бурению разведочных скважин на море
- Особенности и проблемы бурения на море
- Вращательное бурение
- Жесткие мсп
- Лекция № 10. Гравитационно-свайные мсп. Упругие башни. Упругие мсп
- Надежность подводной технологии
- Обслуживание подводного оборудования
- Газовая залежь
- Нефтяная залежь
- Нефтяная залежь с газовой шапкой
- Оборудование фонтанных скважин
- Установки винтовых насосов
- Струйные насосные установки с поверхностным приводом
- 2.3 Планы практических занятий
- 2.4 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (срс)
- 2.6 Тестовые задания для самоконтроля
- Е. Прибрежная отмель.
- Д. Скорость ветра в 2-х мильной зоне;
- В. Зона в пределах двухмильной зоны;
- В. Корпус и опоры;
- Д. С спбу, с ппбу, без платформ;
- Е. Кронблок.
- Правильные ответы к тестовым вопросам:
- 2.7 Экзаменационные вопросы по курсу
- Глоссарий
- Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов