logo search
kol_ongd

10, Промысловая подготовка нефти

Из нефтяных скважин в общем случае извлекается сложная смесь, состоящая из нефти, попутного нефтяного газа, воды и мехприме- сей (песка, окалины и проч.). В таком виде транспортировать продукцию нефтяных скважин по магистральным нефтепроводам нельзя. Во-первых, вода—это балласт, перекачка которого не приносит прибыли. Во-вторых, при совместном течении нефти, газа и воды имеют место значительно большие потери давления на преодоление сил трения, чем при перекачке одной нефти. Кроме того,Ф велико сопротивление, создаваемое газовыми шапками, защемленными в вершинах профиля и скоплений воды в по­ниженных точках трассы. В-третьих, минерализованная пластовая вода вызывает ускоренную коррозию трубопроводов и резервуаров, а частицы мехпримесей—абразивный износ оборудования.

Целью промысловой подготовки нефти является ее дегазация, обез­воживание, обессоливание и стабилизация.

Дегазация Дегазация нефти осуществляется с целью отделения газа от нефти. Аппарат, в котором это происходит, называет­ся сепаратором, а сам процесс разделения —сепарацией. Чем больше ступеней сепарации, тем больше выход дегазированной неф­ти

Обезвоживание При извлечении из пласта, движении по насо- сно-компрессорным трубам в стволе скважины, а также по промысловым трубопроводам смеси нефти и воды, образует­ся водонефтяная эмульсия — механическая смесь нерастворимых друг в друге и находящихся в мелкодисперсном состоянии жидкостей.

Обессоливание Обессоливание нефти осуществляется смешением обез­воженной нефти с пресной водой, после чего получен­ную искусственную эмульсию вновь обезвоживают. Такая последователь­ность технологических операций объясняется тем, что даже в обезвоженной нефти остается некоторое количество воды, в которой и растворены соли. При смешении с пресной водой соли распределяются по всему ее объему и, следовательно, их средняя концентрация в воде уменьшается

Стабилизация Под процессом стабилизации нефти понимается отде­ление от нее легких (пропан-бутановых и частично бен­зиновых) фракций с целью уменьшения потерь нефти при ее дальнейшей транспортировке.