logo search
Metodichka_geodezia

Измерение вертикального угла

В геодезии углы наклона линий в зависимости от их расположения относительно линии горизонта могут быть положительными и отрицательными.

При измерении вертикальных углов, так же как и горизонтальных, приходится наводить крест сетки нитей на визирные знаки. Обычно эти знаки представляют собой переносные или постоянные вехи, на которых отмечена точка визирования.

Теодолит устанавливают над точкой, приводят в рабочее положение и приступают к измерениям.

Визируют на точку при КЛ и берут отсчет по вертикальному кругу, который записывают в журнал измерений (табл. 2). Для исключения влияния МО вертикального круга измерения повторяют при втором положении круга (КП).

МО – это угол, обусловленный непараллельностью нулевого диаметра алидады и оси цилиндрического уровня, т.е. линии горизонта.

Далее вычисляют МО и угол наклона ν.

Значение угла наклона линии визирования и МО рассчитывают в зависимости от типа применяемого теодолита по следующим формулам

Т 30

2Т30, Т15, 2Т5 и др.

МО=(КЛ+КП +180°)/2

ν=КЛ-(КП+180°)/2

Контроль:

ν=КЛ-МО

ν=МО-(КП+180°)

МО=(КЛ+КП)/2

ν=(КЛ-КП)/2

Контроль:

ν=КЛ-МО

ν=МО-КП

Примечание: к величинам КП, КЛ и МО,

меньшим 90º необходимо прибавлять 360º

Примечание: Добавлений 360º делать не нужно

Правильность измерения вертикальных углов на станции контролируется постоянством МО, колебания которого в процессе измерений не должны превышать двойной точности отсчетного устройства.

Изменение места нуля может происходить от неточного выведения пузырька уровня на середину, от неточного наведения горизонтальной нити на визирный знак и от ошибок в отсчетах. Непостоянство места нуля вызывается также тем, что исправительные винты уровня или нитей недостаточно затянуты или лимб нежестко скреплен с осью вращения трубы. Эти причины должны быть устранены тщательной подготовкой теодолита к измерениям.

Таблица 2

Точка

Положение круга

Отсчеты по вертикальному кругу

Место нуля

МО

Угол наклона

ν

стояния

визирования

В

А

КЛ

КП

Лабораторная работа № 4