logo search
otvety_Agropochva

Почвы в системе земельного законодательства. Основы земельного кадастра

Конституцией Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, прожи­вающих на соответствующей территории (ст. 9). Владение, использование и распоряжение землей и другими природными ре­сурсами осуществляются их собственниками свободно, если это нe наносит ущерба окружающей среде (ст. 36).

Декларированные Конституцией РФ отношения в сфере ис­пользования и охраны земель развернуты, в основном, в земельном законодательстве, а также в природоохранительных и других законах.

Основным законодательным актом, регулирующим земельные отношения, использование и охрану земельных ресурсов, является Земельный кодекс. Он устанавливает:

- сохранение почв, восстановление и повышение их плодоро­дия;

- защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоп­ления, заболачивания, вторичного засоления, загрязнения и других видов деградации;

- защиту от заражения сельскохозяйственных угодий бактери­ально-паразитическими и карантинными вредителями и болез­нями растений;

- сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

- ответственность за нарушение земельного законодательства. Отдельные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере использования и охраны почв, приведены в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», который предусматривает:

Помимо этих основных документов те или иные правовые нор­мы использования и охраны почв отражены в законах «О недрах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О государствен­ном регулировании обеспечения плодородия почв земель сельско­хозяйственного назначения», в Водном кодексе РФ и др.

При всем внимании к почве как объекту хозяйственной дея­тельности в перечисленных законах вне поля зрения остается про­блема сохранения экологических функций почв, определяющих воспроизводство среды для всего живого на Земле.

Отсутствие в действующей нормативной правовой базе природоохранной регламентации антропогенных нагрузок на почвы, действенного правового механизма ответственности за их деграда­цию, государственного учета природно-хозяйственного качества и экологического состояния почв при кадастровой оценке земель не позволяет обеспечить предотвращение процессов деградации почв.

В связи с этим существует необходимость принятия закона об охране почв.