logo
Проектирование гидрографических работ в море Лаптевых

Введение

Концепция развития Северного морского пути (СМП) разрабатывается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. (протокол № 18 заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам "О состоянии и мерах по повышению эффективности эксплуатации СМП", пункт 1.3).

Концепция развития Северного морского пути определяет на период до 2015 г. цели, задачи, принципы и основные направления стабилизации, устойчивого развития и коммерческого использования СМП в условиях рыночной экономики с учетом транспортного обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны, выполнения потенциальных крупномасштабных экспортных, транзитных и каботажных перевозок, охраны окружающей среды и укрепления национальной безопасности России в Арктике.

Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации (1993 г.), Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (1996 г.), Концепция государственной поддержки экономического развития районов Севера (2000 г.), Федеральная целевая программа "Мировой океан" (подпрограммы "Транспортные коммуникации России в Мировом океане" и "Освоение и использование Арктики", 1998 г.), Концепция судоходной политики Российской Федерации (2000 г.), Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)", "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г." (2001 г.) и другие действующие нормативные правовые документы. Концепция согласуется с положениями "Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2007-2009 гг.)", проектом "Основных направлений социально-экономического развития Российской Федераций на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)",проектом "Концепции устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации (до 2015 г.)".

СМП является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны. СМП объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, сухопутные, воздушные и трубопроводные виды транспорта. Для некоторых районов Арктической зоны - Чукотки, островов арктических морей и ряда населенных пунктов побережья Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - морской транспорт является единственным средством перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. На направлении Мурманск-Дудинка осуществляется круглогодичная навигация в целях обеспечения деятельности Норильского ГМК. СМП - это единственный и экономически реалистичный путь к природным кладовым российского Севера, Сибири и Дальнего Востока. СМП является альтернативным и кратчайшим водным путем между портами Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Не снижается роль СМП в обеспечении национальной безопасности России в Арктике.

На уровне хозяйствующих субъектов в Арктической зоне развивается транспортная инфраструктура, которая необходима для обеспечения их коммерческой деятельности. Частными фирмами начато строительство дизельных ледоколов-снабженцев, транспортных судов и перегрузочных терминалов. В целом деятельность новых хозяйствующих субъектов в Арктике оценивается как начало экономического роста и его транспортного обеспечения на СМП. Между Минтрансом России и ОАО «ГМК "Норильский никель"» подписано соглашение по развитию нового и поддержанию работоспособности действующего атомного ледокольного флота.

На международном уровне не снижается интерес зарубежных фирм к морскому экспорту нефти и газа из месторождений Баренцева и Карского морей. Однако преимущества и доход от экспорта, как и от транзита по СМП, могут быть реализованы при обеспечении государством нормального функционирования трассы, отвечающего всем требованиям отечественной нормативно-правовой базы и нормам международного морского права по безопасности мореплавания.