Система современного научного знания

контрольная работа

3.1 Общее понятие о научном знании

Четких критериев научности, к сожалению, не существует. Грань между научным и прочими видами знания подчас оказывается весьма размытой. Условно научным можно считать такое знание, которое может быть подвергнуто верификации, т.е. проверке на истинность. В некоторых случаях, однако, такая проверка может быть выполнена лишь в отдаленном будущем. Более того, любая верификация осуществима лишь в рамках существующего на данный момент знаний, которые вовсе не обязательно являются хотя бы условно истинными.

Основными составляющими научного знания, собранными в единую систему, являются

факт - достоверное «единичное» знание о конкретном объекте, процессе, явлении, событии;

положение - достоверное знание о соотношении и/или взаимосвязи объектов, процессов, явлений, событий;

теория - система достоверных знаний относительно достаточно большой группы соотносящихся друг с другом и/или взаимодействующих объектов, процессов, явлений, событий; обычно теория формулируется как совокупность нескольких логически связанных друг с другом положений;

гипотеза - знание или система знаний, достоверность которых не доказана, доказана неполностью или не может быть по тем или иным причинам доказана в настоящий момент; по своему иерархическому уровню в системе научных знаний гипотеза может соотноситься как с положением, так и с теорией (в последнем случае несколько гипотез и/или положений объединены в единую систему); гипотеза должна быть подвергнута верификации (т.е. проверке на истинность), после чего она может оказаться либо отвергнутой, как недостоверная, либо, наоборот, полностью подтвержденной, в результате чего она станет теорией или положением, либо подтвержденной частично, и тогда отдельные доказанные ее составляющие могут стать самостоятельными положениями/теориями, или они могут быть использованы в других положениях/теориях;

концепция - крупная система достоверных знаний, объединяющая в себе несколько логически связанных друг с другом теорий и положений; в силу постоянного совершенствования научного знания происходит смена научных концепций, которая может быть и «постепенной», и «резкой»;

парадигма - специфический вид научной концепции, который в силу объективных или субъективных причин существует как действительно достоверное знание в течение достаточно долгого времени; как и в случае с концепциями, в силу постоянного совершенствования научного знания происходит смена научных парадигм, которая может быть и «постепенной», и «резкой», в последнем случае говорят о т.н. "научной революции";

догма - специфический вид научной концепции, сходный с парадигмой, однако действительная достоверность включенных в нее знаний является проблематичной.

Однозначность научного знания обеспечивается научной терминологией - системой специальных слов и словосочетаний, использующихся для четкого обозначения объектов, процессов, явлений, событий, представлений об их взаимоотношении или взаимодействии, а также для логического соединения отдельных фрагментов знания. Разработка научных терминов - исключительно сложный процесс. Большое количество терминов появилось в достаточной степени случайно. Целенаправленно ("искусственно") введенные термины очень часто не "приживаются", т.е. перестают использоваться через определенное время. В настоящее время важнейшим условием введения нового термина следует считать то, что он должен быть четко выражен на английском языке. В целом, следует отметить, что не следует злоупотреблять введением новых терминов. В качестве примера избыточной терминологии в геологии можно привести термины "авлакоген", "тафроген", "койлоген", который в той или иной степени являются синонимами термина "рифт", а их использование размывает смысл тектонических интерпретаций и делает последние неоднозначными и трудно воспринимаемыми.

Наука - это форма деятельности людей, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и самом познании и имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Однако параллельно с наукой существуют псевдо- и лже-наука, которые объявляют себя настоящей наукой. Псевдо-наука - это имитация, создание видимости научной деятельности. Публикация совершенно одинаковых статей с некоторым видоизменением названия, выдаваемая за постоянно проводимые исследования, равно как и суждение о характере научной деятельности по званию и должности ученого, а не по конкретным результатам его деятельности являются примерами псевдо-науки. Лже-наука - это сознательное введение и/или вхождение в заблуждение, т.е. утверждение истинными знаний, которые заведомо не являются таковыми. Настоящим может считаться только тот ученый, который систематически занимается научной деятельностью, отвергая псевдо- и лже-научные подходы. В качестве "образца" такого специалиста, который на протяжении всей жизни занимается исследованиями, следуя шагу мирового научного развития, активно участвует в международных дискуссиях и поддерживает контакты с прочими специалистами, можно привести профессора Веру Михайловну Подобину из Томского государственного университета, которая является одним из крупнейших микропалеонтологов. Она недавно опубликовала автобиографию (Подобина, 2011), которая будет полезна начинающим ученым, обозначая важные жизненные и карьерные ориентиры. Примеры лже-науки, к счастью, весьма редки в геологии. Однако в первой половине 2000-х годов нашумевшим было дело одного микропалеонтолога, который заимствовал (без разрешения и соответствующих указаний) из других работ фототаблицы с изображениями ископаемых организмов, которые он вроде бы самостоятельно изучал.

Делись добром ;)