Влияние инженерно-геологических условий различных районов Краснодарского края на виды и объемы инженерно-геологических изысканий при проектировании автомобильных дорог
2.1.3 Нормы проектирования автомобильных дорог
Основными нормативными документами на проектирование автомобильных дорог являются: строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги; ГОСТ 21.001-93 СПДС Система проектной документации в строительстве. Общие положения; ГОСТ 21.101-97 СПДС. Основные требования к проектной и к рабочей документации, разработанные в рамках системы нормативных документов в строительстве; ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования и ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог. Указанные нормативные документы распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования и на подъездные дороги; не распространяются - на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (срок службы менее 5 лет), автозимников в лесозаготовительных, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, а так же в карьерах.
Проектирование автомобильных дорог должно осуществляться на основе планов территориального планирования объектов транспорта с учетом перспектив развития экономики районов и наиболее эффективного сочетания проектируемой дороги с существующей и проектируемой транспортной сетью.
Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: безопасное и удобное движение автомобильных и других транспортных средств со скоростями, нагрузками и габаритами, установленными настоящими нормами, а также сервисное обслуживание пользователей автомобильными дорогами и безопасное движение пешеходов, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей, удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений, необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части, необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями, а также производственные объекты для ремонта и содержания дорог.
Автомобильные дороги в соответствии с таблицей 2 разделяются в отношении норм проектирования на пять категорий в зависимости от интенсивности движения и значения в сети автомобильных дорог РФ.
Таблица 2 - Категории дорог в зависимости от интенсивности движения
Категория дорог |
Расчетная интенсивность движения, приведенная к легковому автомобилю, прив.ед./сутки |
Функциональное назначение в сети дорог |
|||
IА автомагистрали |
Св. 14000 |
Федеральные |
|||
IБ скоростные магистральные |
Св. 14000 |
||||
IВ, II обычные |
Св. 6000 |
Региональные или межмуниципальные |
|||
III |
Св. 2000 до 6000 |
Местные |
|||
IV |
Св. 200 до 2000 |
||||
V |
До 200 |
||||
Примечание: 1. Категория подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, подъездов к аэропортам, морским и речным портам, железнодорожным станциям, подъезды к крупным городам объездных и кольцевых дорог вокруг крупных городов назначаются в соответствии с их значимостью и расчетной интенсивностью движения и соотношения между транзитным и местным движением. 2. При применении одиночных требований для дорог IА, IБ, IС категорий в тексте норм они отнесены к 1 категории. |
При определении расчетной интенсивности по прогнозным данным, коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю следует принимать по таблице 3.
Таблица 3- Коэффициенты приведения интенсивности движения транспортных средств
Типы транспортных средств |
Коэффициент приведения |
|
Легковые автомобили |
1 |
|
Мотоциклы с коляской |
0,75 |
|
Мотоциклы и мопеды |
0,5 |
|
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: |
||
2 |
1,5 |
|
6 |
2 |
|
8 |
2,5 |
|
14 |
3 |
|
Свыше 14 |
3,5 |
|
Автопоезда грузоподъемностью, т: |
||
12 |
3,5 |
|
20 |
4 |
|
30 |
5 |
|
Свыше 30 |
6 |
|
Примечания: 1. При промежуточных значениях грузоподъемности транспортных средств коэффициенты приведения следует определять интерполяцией. 2. Коэффициенты приведения для автобусов и специальных автомобилей следует принимать как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности. 3. Коэффициенты приведения для грузовых автомобилей и автопоездов следует увеличивать в 1,2 раза при пересеченной и горной местности. |
Категория дороги (при наличии данных) допускается назначать в соответствии с наибольшей перспективной часовой интенсивностью движения:
- Свыше 2400 прив. ед/ч - I категория;
- От 1600 до 2400 прив. ед/ч - II категория;
- От 800 до 1600 прив. ед/ч - III категория.
Расчетную интенсивность движения следует принимать суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий. При этом за расчетную надлежит принимать среднегодовую суточную приведенную к легковому автомобилю интенсивность движения за последний год перспективного периода, а при наличии данных о часовой интенсивности движения - наибольшую часовую интенсивность, достигаемую (или превышаемую) в течение 50 ч за последний год перспективного периода, выражаемую в единицах, приведенных к легковому автомобилю.
В случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает установленную на основе экономических изысканий или расчетов среднегодовую суточную, последнюю, для назначения категории дороги, следует увеличивать в 1,5 раза.
Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей до 12 м и автопоездов до 20 м, по ширине до 2,5 м, по высоте до 4 м для дорог I-IV категорий и до 3,8 м для дорог V категории.
Принимаемые в проектах основные технические решения должны создавать предпосылки для обеспечения роста производительности труда, экономии основных строительных материалов и топливно-энергетических ресурсов. Их следует обосновывать разработкой вариантов со сравнением технико-экономических показателей: стоимости строительства, затрат на ремонт и содержание дорог, потерь, связанных с воздействием на окружающую среду при строительстве и эксплуатации, себестоимости перевозок, безопасности движения, изменения производственных условий обслуживаемых дорогами хозяйств и прилегающих к дорогам территорий и других факторов.
При проектировании автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по охране природной среды, обеспечивающие минимальное нарушение сложившихся экологических, геологических, гидрогеологических и других естественных условий. При разработке мероприятий необходимо учитывать бережное отношение к ценным сельскохозяйственным угодьям, к зонам отдыха, культурно-историческим объектам и местам расположения лечебно-профилактических учреждений и санаториев. Места расположения мостов, конструктивные и другие решения не должны приводить к резкому изменению режимов рек, а сооружение земляного полотна - к резкому изменению режима грунтовых и стока поверхностных вод. Проекты автомобильных дорог I-IV категорий в части безопасности движения должны согласовываться с органами ГИБДД и органами управления по делам ГО и ЧС соответствующего уровня [15].