logo
Исследование физико-механических свойств глинистых грунтов для оптимального подбора инженерных мероприятий для усиления основания железной дороги (на примере участка Краснодар-Туапсе)

2.2 Исследование инженерно-геологических процессов района исследования

К инженерно-геологическим процессам, выявленным на участке изысканий, относятся склоновые процессы техногенного характера, оползневые процессы, периодически проявляющиеся на откосах тела насыпи в результате некачественного устройства насыпи, её периодически неравномерного увлажнения и, местами, подтопления, постоянных динамических воздействий, некачественно выполненного дренажа, грунтов почвенно-гумусированного комплекса, служащих основанием насыпи, крутизна склонов насыпи железнодорожного полотна.

Рис. 4. Пример оползня железнодорожной насыпи

Оползень - сползание и отрыв масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести.

Причиной образования оползней является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:

c увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;

c ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;

c воздействием сейсмических толчков;

c строительной и хозяйственной деятельностью.

При устройстве насыпи применялись неоднородные грунты: ядро насыпи отсыпано глиной жёлто-бурой, серой и чёрной, глины различной плотности, комковатые, вероятно отсыпались без послойного уплотнения.

Дренаж выполнен некачественно (комковатое сложение грунта служит причиной проникновения атмосферных осадков и, местами, скопления их в теле насыпи). Подушка из дренирующего грунта (песка) на участке изысканий отсутствует.

Основанием насыпи служат грунты почвенно-гумусированного комплекса, толщина которых достигает 1,9м, а ниже залегает толща неогеновых глин, являющихся местным водоупором.

Все перечисленные причины привели к подвижке склонов и, как следствие, к вертикальным и горизонтальным деформациям рельсового пути и утрате их эксплуатационных качеств. При обследовании участка изысканий на обоих бортах насыпи фиксировались смещение и проседание рельсовых путей, отклонение от вертикали опор контактной сети.

Проседают обе рельсовые нитки пути, просадки неравномерные, чаще перекосные. Деформации выражаются в смещении обоих откосов, причем на наиболее высоких участках насыпи с крутыми откосами 10-12° - это оползневые процессы, а на менее высоких - деформации связаны с неоднородностью отсыпки ядра насыпи и других вышеперечисленных причин, сопровождающихся выпиранием грунта у подошвы насыпи, оседанием обочин, расползанием насыпи и как следствие - просадкой и сдвижкой пути.

Рис. 5. Видны опоры, отклоняющиеся от вертикали, проседание рельсового пути