2.2 Исследование инженерно-геологических процессов района исследования
К инженерно-геологическим процессам, выявленным на участке изысканий, относятся склоновые процессы техногенного характера, оползневые процессы, периодически проявляющиеся на откосах тела насыпи в результате некачественного устройства насыпи, её периодически неравномерного увлажнения и, местами, подтопления, постоянных динамических воздействий, некачественно выполненного дренажа, грунтов почвенно-гумусированного комплекса, служащих основанием насыпи, крутизна склонов насыпи железнодорожного полотна.
Рис. 4. Пример оползня железнодорожной насыпи
Оползень - сползание и отрыв масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести.
Причиной образования оползней является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:
c увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;
c ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;
c воздействием сейсмических толчков;
c строительной и хозяйственной деятельностью.
При устройстве насыпи применялись неоднородные грунты: ядро насыпи отсыпано глиной жёлто-бурой, серой и чёрной, глины различной плотности, комковатые, вероятно отсыпались без послойного уплотнения.
Дренаж выполнен некачественно (комковатое сложение грунта служит причиной проникновения атмосферных осадков и, местами, скопления их в теле насыпи). Подушка из дренирующего грунта (песка) на участке изысканий отсутствует.
Основанием насыпи служат грунты почвенно-гумусированного комплекса, толщина которых достигает 1,9м, а ниже залегает толща неогеновых глин, являющихся местным водоупором.
Все перечисленные причины привели к подвижке склонов и, как следствие, к вертикальным и горизонтальным деформациям рельсового пути и утрате их эксплуатационных качеств. При обследовании участка изысканий на обоих бортах насыпи фиксировались смещение и проседание рельсовых путей, отклонение от вертикали опор контактной сети.
Проседают обе рельсовые нитки пути, просадки неравномерные, чаще перекосные. Деформации выражаются в смещении обоих откосов, причем на наиболее высоких участках насыпи с крутыми откосами 10-12° - это оползневые процессы, а на менее высоких - деформации связаны с неоднородностью отсыпки ядра насыпи и других вышеперечисленных причин, сопровождающихся выпиранием грунта у подошвы насыпи, оседанием обочин, расползанием насыпи и как следствие - просадкой и сдвижкой пути.
Рис. 5. Видны опоры, отклоняющиеся от вертикали, проседание рельсового пути
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Инженерно-геологические условия района проведения изысканий
- 1.1 Объект исследования
- 1.2 Грунты
- 1.2.1 Физические свойства грунтов
- 1.2.2 Особые свойства грунтов на рассматриваемой территории
- 1.2 Гидрогеологические условия
- 1.3 Опасные геологические процессы
- 2. Исследование особенностей свойств и инженерно-геологических процессов района исследования
- 2.1 Исследование свойств грунтов
- 2.2 Исследование инженерно-геологических процессов района исследования
- 3. Определение и выбор мероприятий для обеспечения устойчивости ж/д полотна
- 3.1 Объемная георешетка
- 3.2 Геодренаж
- 3.3 Геотекстильное полотно
- 3.4 Буроинъекционные сваи
- 3.5 Буронабивные сваи
- 3.6 Буронабивные сваи по разрядно-импульсной технологии
- 4. Расчеты устойчивости склона
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Габариты на железных дорогах
- 16.1 Инженерно-геологические исследования
- 35. Инженерные методы преобразования строительных свойств оснований. Уплотнение грунтов.
- Глава 6. Инженерно-геологические условия
- Физико-механические свойства глинистых грунтов
- Г. Региональная инженерная геология и геодинамика
- Инженерно-геологические условия и физико-механические свойства грунтов
- Определение физико-механических характеристик грунтов