logo
Метод шпуровых зарядов и механизированное заряжание скважин

1. Технология механизированного заряжания шпуров, скважин и камер

В настоящее время на горнодобывающих предприятиях все большее распространение получают механизированные способы заряжания, а также погрузочно-разгрузочные операции на складах ВМ.

Порошкообразные или гранулированные ВВ в мешках на заводах для при их выгрузке из железнодорожных вагонов укладываются по 20-25 шт. на специальные поддоны, на которых оно доставляется вилочными электропогрузчиками в хранилище складов или пункты механизированной подготовки ВВ. На пунктах подготовки мешки с ВВ растариваются и для ускорения загрузку транспортно-зарядных машин накапливается в бункерах вместимостью >5-60т.

На местах производства взрывных работ механизация заключается в том, что ВВ подаются в скважины (шпуры) самотеком или шнеками из бункеров зарядных машин или транспортируются с помощью зарядных устройств сжатым воздухом под давлением 0,3-0,6 МПа по трубопроводам с различными скоростями и на различные расстояния, иногда достигающие 150-200 м.

Внедрение механизации облегчает труд рабочих при взрывных работах, повышает производительность, но не решает всего комплекса вопросов обеспечения безопасности при механизированном заряжании. Известно, что при механизированном заряжании гранулированные ВВ в зарядных устройствах в при доставке по трубопроводам, особенно с повышенными скоростями (свыше 20 и/с), подвергаются различным механическим нагрузкам, в результате которых происходит разрушение гранул и образование значительного количества пыли (особенно при использовании граммонитов), а также образование в потоке транспортируемого ВВ и накопление на поверхности шлангов зарядов статического электричества, разряд которых при определенных условиях может привести к взрыву пыли транспортируемого ВВ.

Поэтому для обеспечения надежности безопасности при эксплуатации оборудования для механизации работе ВВ необходимо выполнять требования для работы зарядных машин и механизмов:

* определить чувствительность ВВ к механическому воздействию (удару, трению) и определить их безопасные параметры, на основе чего создать безопасные и эффективные заряжающие устройства;

* изучить степень электризации различных гранулированных (алюмо- и тротилсодержащих) ВВ и разработать меры, предупреждающие накопление зарядов статического электричества при пневмотранспортировании и заряжании;

* разработать средства пылеподавления предупреждения просыпания ВВ при пневмозаряжании, особенно восстающих скважин в подземных условиях;

* определить условия бестарного хранения и транспортирования гранулированных ВВ.

Решением этих вопросов занимаются институты НИПИгормаш, КазПТИ, МакНИИ, СКГМИ, ИГД им. Скочинского, ИПКОН и ИХФ РАН, Гипроникель и другие, также предприятия Кривбассвзрывпрома, Лениногорский полиметаллический комбинат, Балхашский ГМК, комбинат "Апатит" и др. В настоящее время имеется большой ассортимент заряжающей техники, однако к испытанно и применению предлагаются все новые и новые конструкции. В целях упорядочения выпуска конструкций Единые правила безопасности допускают к применению только оборудование, изготовленное с соблюдением Временных требований безопасности к заряжающим устройствам и допущенное Госгортехнадзором России к промышленным испытаниям или постоянному применению.

Взрывники, занятые на механизированном заряжании, обязаны досконально знать зарядный аппарат, уметь регулировать режим заряжания и производить ревизию и чистку механизмов. Поэтому лица, занятые на механизированном заряжании, должны пройти специальное обучение и сдать экзамены квалификационной комиссии предприятия.

Трубопроводы должны изготавливаться из токопроводящих или полупроводящих труб и шлангов с удельным сопротивлением не более 10 Ом * см и должно производиться обязательное заземление систем. Пластмассовые шланги, кроме того, должны быть маслостойкими, сохранять достаточную эластичность при низких температурах.

По предварительным данным величина потенциала статического электричества при пневмозаряжании менее 1000 В может считаться безопасной.