logo search
Otvety_po_geodezii

33. Способы контроля нивелирование трассы (стр.146)

Для исключения ошибок в ходе нивелирования осуществляется следующий контроль:

  1. Нивелирование в два нивелира. Геометрическое нивелирование трасс линейных объектов осуществляют два нивелировщика. Первый фиксирует все репера, связующие и промежуточные точки, а второй - только репера и связующие точки. При обнаружении недопустимых нивязок в превышениях между отдельными связующими точками осуществляют третье (контрольное) нивелирование только между этими точками. Этот один из наиболее надежных способов контроля нивелирования используют в качестве основного при изысканиях а/д и мостовых переходов.

  2. Двойной нивелирный ход. В этом случае нивелирование ведут одним прибором, но нивелирование производят 2 раза - в прямом и обратном направлении. Превышение между конечными точками, полученные в результате прямого и обратного нивелирных ходов, сравнивают между собой, а полученное расхождение с допустимой погрешностью нивелирования данного класса. Наиболее часто этот способ нивелирования и контроля используют при привязке а/д и мостового перехода к пунктам государственной нивелирной сети.

  3. Замкнутый нивелирных ход. Наиболее часто используют при создании планово-высотного обоснования топографических съемок в виде замкнутых теодолитных ходов-полигонов. Контролем в этих случаях служит алгебраическая сумма превышений между связующими точками, которая должна ровняться нулю. Этот способ контроля не дает возможности обнаружить ошибки в превышениях соизмеримой величины, но разных знаков.

  4. Нивелирный ход между реперами и марками государственной нивелирной сети. Поскольку высоты последних всегда известны из результатов нивелирования более высоких классов, их сравнивают с высотами, полученными по результатам собственного нивелирования. Допустимые невязки распределяют пропорционально длинам сторон нивелирного хода с обратным знаком. Такой способ нивелирования и контроля иногда используют при прокладке протяженных нивелирных ходов. Он также не дает возможность обнаружения равных ошибок в превышениях разных знаков.

  5. Одиночный нивелирных ход с дополнительными контрольными точками также иногда используют, когда высоты связующих точек могут быть получены дважды при нивелировании с соседних станции. Это и служит контролем нивелирования.