logo search
Конспект лек

4.3. Основы управления предприятием

Внешняя и внутренняя среда предприятия.

К внешней среде предприятия можно отнести организации, связанные с ним производственной деятельностью: заказчиков (потребителей), поставщиков, акционеров, конкурентов, государственные органы и др. К внешней среде относят экономические, политические, социальные, физико-географические факторы и условия, воздействующие на деятельность организации.

Внутренние факторы являются определяющими в функционировании и развитии организации. Основными переменными внутренней среды организации являются: цели, задачи, структура, трудовые ресурсы, технология, организационная культура. Цели организации – это конечные состояния к которым стремится организация (желаемый результат). Наиболее распространенные цели: максимизация прибыли, увеличение своей доли на рынке, увеличение производительности, повышение качества продукции. Технология – это сочетание оборудования, инструментов, технологических знаний необходимых для производства продукции. Люди – это наиболее значимый элемент внутренней среды организации. Уровень квалификации работников, их отношение к труду определяют достижение целей организации. Все внутренние элементы организации взаимосвязаны.

Управление и организация производством

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий и процессов, которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Менеджмент – это наука и практика организации и управления производством на предприятии. Организация производства заключается в наилучшем соединении для данных конкретных условий во времени и пространстве факторов производства: трудовых ресурсов, орудий и предметов труда, технологий. Управление – это целенаправленное воздействие на коллектив, координация деятельности для решения поставленных задач, приведение в соответствие фактического хода работ с планируемым Можно выделить несколько групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом, учет и анализ хозяйственной деятельности, инвестиции.

Управление производством предполагает: разработку и проектирование продукта, выбор технологического процесса и оперативное управление ходом производственного процесса, управление закупкой материалов и запасами их на складах, контроль качества продукции.

Управление маркетингом призвано найти заказчиков ГРР, способствовать заключению договоров и достижению целей организации. Эта деятельность заключается в изучении рынка, рекламе, ценообразовании, создании системы сбыта продукции.

Управление финансами состоит в управлении процессом движения финансовых средств в организации, составлении бюджета и финансового плана, привлечении денежных ресурсов, распределении денег в организации и оценке ее финансового состояния.

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает подбор и расстановку кадров, обучение, переподготовку и развитие кадров, создание условий для реализации творческих возможностей работников, поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.

Управление учетом и анализом хозяйственной деятельности заключается в сборе, обработке и анализе финансовой и другой информации с целью оценки экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности и выявления возможностей повышения ее эффективности.

Функции управления.

Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. В процессе управления выделяют следующие основные функции: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

Планирование– функция определения целей организации и задач для ее членов, которые они должны выполнить для достижения этих целей. Планирование различается по времени действия плана на: стратегическое (долгосрочное), среднесрочное (до 5 лет), текущее (до 1 года), оперативное (на день, месяц, квартал). По функциональным направлениям разрабатывают планы производства, сбыта, по труду, финансам и др.

Организациякак функция управления обеспечивает формирование структуры хозяйствующей единицы организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами и др.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Координация - это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и взаимодействия между ними. С помощью этой функции осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления и действий руководителей.

Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации, сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. По времени осуществления контроль бывает предварительным, текущим и заключительным.

Все функции используются менеджерами на всех уровнях управления, но в разных соотношениях.

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организации целей, через них осуществляются управленческие функции. Все многообразие методов можно разделить на три группы:организационно-административные, экономические и социально-психологические. Основой для использования организационно-административных методовявляются организационные отношения в которых находятся сотрудники предприятия. Эти методы предусматривают формальное подчинение и принуждение работника к выполнению распоряжения руководителя. Каждый руководитель на своем уровне наделен правами, полномочиями и ответственностью. Эти методы опираются на власть руководителя и его права, не допускают двоякого толкования распоряжения, однозначны и обязательны к исполнению. Не выполнение указаний руководителя подчиненным рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет наказание. Применение организационно-административных методов обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Руководитель действует как администратор и оказывает прямое воздействие на объект управления через приказы, устные распоряжения, административные меры наказания: замечания, выговоры и др.Экономические методы основаны на материальном интересе работников, стремлении больше заработать денег. Цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Эти методы проявляются прежде всего в расширении самостоятельности, свободы экономической деятельности коллективов геологических партий, участков, отрядов (структурных подразделений). В условиях самостоятельности коллектив распоряжается материальными ресурсами, зарплатой, частью полученного дохода (прибыли). Экономические методы способствуют проявлению инициативы работников, выявлению резервов, новых возможностей увеличения прибыли предприятия. Социально-психологические методы основаны на применении средств воздействия на социальные процессы внутри предприятия, использовании моральных стимулов к труду. Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, доброжелательных отношений, взаимопомощи, чувства единения (корпоративного духа), т. е. формирование коллектива с едиными целями и задачами, работающего как одна команда. Для использования этих методов руководитель должен обладать знаниями в области социальной психологии, умением воспитывать и формировать положительные личные качества работников (трудолюбие, инициативность, ответственность, стремление к повышению квалификации и др.), уметь выявлять и разрешать конфликтные ситуации.

Информация и методы принятие управленческих решений.

Процесс управления организацией состоит из принятия решений и осуществлению работы по выполнению этих решений. Осуществление процесса управления невозможно без информации. Информацию можно определить как совокупность сведений о состоянии управляемой, управляющей систем и внешней среды. Информационное обеспечение управления на геологоразведочном предприятии включает: сбор, подготовку и обработку информации для принятия управленческих решений, прямую и обратную связь между объектом и субъектом управления; размножение, оформление и хранение документов. Система производственной информации на геологическом предприятии базируется на первичной документации, которую можно разделить на учетно-отчетную (рапорты, наряды, акты обмеров и др.), отражающую ход и результаты производственных процессов и проектно-плановую. Информация должна быть полной, своевременной, качественной. В современных условиях необходимо предусматривать автоматизацию и компьютеризацию технологических и управленческих процессов, создание интегрированных банков информации.

Методы принятия решенийруководителем можно разделить на: волевые, математические и эвристические. Волевые (логические) методы принятия решений используются в тех случаях когда проблема достаточно проста, ситуация часто повторяема. При принятии решения руководитель использует свои знания, опыт, интуицию, организаторские способности. Математические методы принятия решений используются в сложных ситуациях, когда исходная информация изложена в количественной (цифровой форме) и можно провести любые необходимые расчеты. Применяют как простые арифметические расчеты материальных балансов и затрат, так и методы математического моделирования, системного анализа, линейного и динамического программирования, теории игр. Эвристические (поисковые) методы применяют в ситуациях характеризующихся большой новизной, высокой степенью неопределенности и риска, недостаточностью информации. Они основаны на методологии творческого, коллективного мышления. Наиболее эффективен метод «мозгового штурма», используются также производственные совещания, семинары. Схема процесса принятия рационального управленческого решения включает ряд этапов: диагноз проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решений, выявление альтернатив, оценка альтернатив, окончательный выбор решения, выполнение принятого решения и контроль хода реализации.

Контрольные вопросы:

  1. Федеральные унитарные государственные геологические предприятия имеют право заниматься видами деятельности?

  2. Производственная структура геологического предприятия включает?

  3. Функция управления, предусматривающая выбор и обоснование форм и систем оплаты труда, премирования на предприятии, называется?