logo search
337892_77B75_lekcii_sooruzhenie_i_ekspluataciya

1.1.Виды транспорта нефти и нефтепродуктов

Мировая практика транспортировки нефти и нефтепродуктов включает железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный виды транспорта.

Железнодорожный транспорт - наиболее распространенный вид транспорта для перевозки грузов. Перевозка жидких нефтяных грузов осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах грузоподъемностью 50, 60 и 120 т, выполненных из листовой стали толщиной 8 - 11 мм. Налив нефтепродуктов в цистерну, как правило, производится сверху, а слив снизу. Цистерны оборудуются смотровыми площадками, внутренними и наружными лестницами, нижними сливными приборами и другими необходимыми устройствами для надежной эксплуатации в пути следования и при сливно-наливных работах.

В качестве тары для нефтегрузов применяются металлические, пластмассовые и деревянные бочки и бидоны, фанерные и металлофанерные ящики и барабаны, стеклянные бутылки, хлопчатобумажные и бумажные мешки и др.

Водный транспорт нефти делится на речной - по внутренним водным путям (рекам, озерам) и морской - по морям и океанам (как по внутренним морям континента, так и между континентами). По рекам и озерам нефть перевозится в баржах (в том числе самоходных) и в речных танкерах - специальных самоходных судах, предназначенных для перевозки нефтегрузов. Морской транспорт нефтегрузов осуществляется морскими танкерами - судами большой грузоподъемности, способными пересекать океаны и моря. Чем больше грузоподъемность танкера, тем дешевле перевозка. Грузоподъемность современных морских супертанкеров достигает миллиона тонн. Эффективность использования супертанкеров повышается с увеличением дальности перевозок, на малых расстояниях они перестают быть рентабельными.

Сооружаются балктанкеры - комбинированные суда, предназначенные для перевозки нефтей и нефтепродуктов, навалочных грузов и руды.

Имеются танкеры класса «река - море» грузоподъемностью 5000 т повышенной прочности. Эти суда даже способны совершать рейсы в открытых морях - таких, как Средиземное, Охотское.

Нефтеналивные суда характеризуются следующими основными показателями:

- водоизмещением - массой воды, вытесняемой груженым судном. Водоизмещение судна при полной осадке равно собственной массе судна и массе полного груза в нем, включая все необходимые для плавания запасы;

- дедвейтом - массой поднимаемого груза (транспортного и хозяйственного);

- грузоподъемностью - массой транспортного груза;

- осадкой при полной загрузке;

- скоростью при полной загрузке.

Автомобильный транспорт - основной вид транспорта для доставки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз и наливных пунктов непосредственно к местам потребления (на АЗС, заводы, фабрики, автобазы и т.д.). Для перевозки нефти автотранспорт практически не используют.

Перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом осуществляют, в основном, в пределах нескольких десятков километров. При больших расстояниях автотранспорт неэкономичен по сравнению с железнодорожным, и его применяют лишь там, где отсутствует сеть других видов транспорта (например, на Севере и т. д. ). Массовые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, некоторые масла) перевозят в специализированных автомобильных цистернах и автоприцепах, мелкие партии нефтепродуктов - в таре на бортовых машинах.

Воздушный транспорт нефтепродуктов из-за значительной стоимости применяют лишь для снабжения отдельных пунктов на Крайнем Севере, дрейфующих станций и зимовок в Арктике. Доставку нефтепродуктов воздушным транспортом осуществляют, как правило, в бочках.

Трубопроводный транспорт нефтегрузов осуществляется по специальным трубопроводам от мест производства к местам потребления. По перекачиваемому продукту трубопроводы подразделяют на нефтепроводы, перекачивающие нефть, и нефтепродуктопроводы, перекачивающие бензины, дизельные топлива, керосины, мазуты.

Достоинства и недостатки видов транспорта нефти и нефтепродуктов.

Вид транспорта

Достоинства

Недостатки

Железно­дорожный

- универсальность (перевозка всех видов нефти и нефтепродуктов в любых объемах);

- равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью, чем вод­ным транспортом;

- доставка нефтепродуктов в большинство пунктов потребления в связи с наличием раз­ветвленных железнодорожных сетей в густона­селенных промышленных и сельскохозяйствен­ных районах.

- большие капитальные затраты при строи­тельстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий;

- относительно высокие эксплуатационные затраты;

относительно низкая эффективность исполь­зования мощности подвижного состава (цис­терны в обратном направлении идут незагру­женными);

- значительные потери нефти и нефтепродук­тов при транспорте и разгрузочно-погрузоч­ных операциях;

- необходимость специальных сливно-налив­ных пунктов и пунктов зачистки вагонов-цис­терн.

Водный

- неограниченная пропускная способность вод­ных путей;

- в большинстве случаев нет необходимости в создании дорогостоящих линейных сооруже­ний.

- провозная способность флота ограничива­ется грузоподъемностью и другими показате­лями передвижных средств флота, производи­тельностью причального и берегового нефте­базового хозяйства.

Авто­мо­бильный

- доставка небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью;

- большая маневренность и высокая проходи­мость;

- высокая оперативность.

- высокие затраты на эксплуатацию, в 10-20 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге;

- сравнительно небольшая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов цистерн;

- зависимость от наличия и технического со­стояния дорог.

Воздушный

- доставка небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью;

- отсутствует необходимость в дорогах;

- высокая оперативность.

- высокие затраты на эксплуатацию;

- сравнительно небольшая грузоподъемность;

- зависимость от погодных условий.

Трубо­про­водный

- наиболее низкая себестоимость перекачки;

- небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубо­проводов;

- бесперебойная поставка в течение года, прак­тически не зависящая от климатических усло­вий;

- высокая производительность труда;

- незначительные потери нефтей и нефтепро­дуктов при перекачке;

- сравнительно короткие сроки строительства;

- возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопро­воду;

- возможность наращивания пропускной спо­собности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций и прокладки параллельных участков (лупингов).

- крупные единовременные капитальные вло­жения в строительство (необходимо проло­жить весь трубопровод);

- потребность в крупных материальных затра­тах на заполнение всего трубопровода нефтью или нефтепродуктом при вводе в эксплуата­цию. Особенно велики эти затраты для маги­стральных нефтепродуктоводов: большая ме­таллоемкость, необходимость устойчивого грузопотока на длительное время, небольшая скорость движения нефти и нефтепродуктов (5-10 км/ч).

К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы диаметром от 529 до 1220 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для доставки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы или пункты налива нефти в железнодорожные вагоны-цистерны или в места погрузки ее на танкеры. Производительность магистральных нефтепроводов составляет от 0.7 до 80 млн. т нефти в сутки.

К магистральным нефтепродуктопроводам относятся трубопроводы диаметром не менее 219 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов из районов их производства, а также перевалочных нефтебаз в районы потребления - до распределительных нефтебаз, наливных станций, портов, крупных промышленных предприятий, ТЭЦ и др.