logo
337892_77B75_lekcii_sooruzhenie_i_ekspluataciya

1.6.Подводные и морские трубопроводы

Подводными называют трубопроводы, сооружаемые ниже свободной поверхности воды на пересечениях трассой рек, замкнутых водоемов (рек, болот), а также в акваториях морей. Трубопроводы, проложенные по дну моря или океана называют морскими. Иногда магистральный трубопровод имеет морскую и сухопутную часть. Такой трубопровод называют сухопутно-морским. Применяется прокладка магистральных трубопроводов под водой как с заглублением их в грунт, так и без заглубления.

Особое внимание уделяется защите подводных трубопроводов от механических воздействий: ударов якорей судов, волокуш, каких-либо других конструкций.

Наиболее эффективное средство защиты подводного трубопровода от механических воздействий — применение подводной подземной схемы прокладки, т.е. заглубление труб в грунт ниже дна водоема. Иногда при больших глубинах водоема или очень прочном скальном грунте заглубить трубы ниже дна водоема не представляется возможным. В этом случае применяют другие виды защиты от механических воздействий: обвалование труб, бетонирование, обкладка бетонными плитами, устройство каменных насыпей над трубой и т. п. Оставлять трубу не защищенной от механических воздействий на дне можно только в том случае, если есть полная уверенность, что трубы за весь период эксплуатации не подвергнутся внешним механическим воздействиям.

Подводный трубопровод, запроектированный и построенный с учетом факторов, неблагоприятно воздействующих на его работоспособность, может находиться в эксплуатации десятки лет, сохраняя свою работоспособность. Однако большое число подводных переходов через реки и другие внутренние водоемы выходят из строя — разрушаются или приходят в состояние, требующее немедленного ремонта, несмотря на двойное и даже тройное резервирование. Опыт эксплуатации показывает, что около 80 % всех аварийных ситуаций возникает в результате размыва грунта вокруг труб, образования оголенных участков трубопровода, подвергающихся силовому воздействию потока. Оставшиеся 20 % приходятся на коррозию, механические повреждения, невыявленные в процессе строительства дефекты труб и конструкций и др.