logo search
том 7

1. Методические подходы к составлению схемы природно-экологического каркаса

Природоохранный раздел районной планировки призван обеспечить лиц, принимающих решения, информацией об экологически допустимом использовании и развитии территории, позволяющем поддерживать благоприятную окружающую среду. Согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды», качество благоприятной окружающей среды должно обеспечивать устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Именно такое состояние природных сообществ и всех их компонентов стабилизирует региональный экологический баланс, делая возможным поддержание здоровой среды обитания людей, устойчивое природопользование и социально-экономическое развитие в целом, создавая перспективу осуществления социально-экологических программ и мероприятий.

Экологическое равновесие обеспечивается природными сообществами благодаря их способности к самовосстановлению. Для этого природные сообщества сами должны быть саморегулирующимися экологическими системами, устойчивыми к внешним воздействиям, что, в свою очередь требует выполнения двух принципиальных условий:

Центральным объектом территориальной охраны природы как вида деятельности является природный каркас — система функционально и территориально взаимосвязанных природных территорий, обеспечивающая поддержание экологического баланса и благоприятной среды обитания в регионе своего местонахождения.

Система территориальной охраны природы призвана обеспечить сохранение, а при необходимости – восстановление природного каркаса экологической стабильности. Это может быть достигнуто различными способами. Правовую основу создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) создаёт законодательство об особо охраняемых природных территориях. Помимо этого, охраняемые природные территории предусмотрены лесным законодательством (леса различных категорий защитности и особо защитные участки леса), водным законодательством (водоохранные зоны), законодательством о животном мире, о недрах и др. Важнейший инструмент территориальной охраны природы – долгосрочное градостроительное (территориальное) планирование, позволяющее принципиально совместить задачи обеспечения динамики и устойчивости регионального развития.

Конечным результатом деятельности в области территориальной охраны природы должен стать экологический каркас — защищённая при помощи правовых норм и иными способами система функционально и территориально взаимосвязанных природных территорий, обеспечивающая поддержание экологического баланса и благоприятной среды обитания в регионе своего местонахождения, то есть адекватно защищённый природный каркас.

Наконец, объект планирования мероприятий территориальной охраны природы можно определить как природно-экологический каркас, то есть совокупность территорий природного каркаса, защищённых с разной степенью надёжности, от вновь выявленных до вошедших в состав ОПТ различных категорий.

Работа по формированию экологического каркаса области строится на следующих методологических принципах:

Полностью сформированная система охраняемых природных территорий должна поддерживать следующую принципиальную пространственно-функциональную структуру природного каркаса:

В состав экологического каркаса при необходимости могут также входить восстанавливаемые природные территории — территории, на которых проводятся специальные мероприятия с целью восстановления существенных свойств ключевых, транзитных или буферных территорий, ранее выбывших из природного каркаса.

Помимо экологического каркаса, включающего в себя необходимо и достаточно защищённый природный каркас и восстанавливаемые природные территории, в состав системы охраняемых природных территорий должны входить небольшие экологически дотационные территории (в том числе – природные достопримечательности, не имеющие площадных характеристик), которые, выполняя частные природоохранные функции, не обладают способностью к саморегуляции, в связи с чем их существование обеспечивается экологическими связями с территориями природного каркаса.

По мере роста нагрузок на природу система территориальной охраны природы включает в себя все природные и полуприродные территории и принимает форму системы дифференцированного природопользования, при которой определение оптимального режима природопользования должно происходить не на общих основаниях для крупных территорий и классов угодий, а индивидуально для целостных природных участков, исходя из их места в природном каркасе, в частности – их роли в обеспечении экологической стабильности.

Методика выявления природного каркаса основана на выявлении, в первую очередь, ключевых природных территорий, затем – транзитных и буферных территорий.

Практически методика выявления ключевых территорий (Соболев, 1999) применялась с помощью: 1) картографического анализа, позволяющего определить массивы природных и полуприродных территорий, достаточно крупных для того, чтобы на них могла сохраниться полноценная биота; 2) натурного обследования, позволяющего проверить полноценность биоты по обитанию там наиболее уязвимых местных видов, исчезающих из природных сообществ в первую очередь; 3) учета рекомендаций местных краеведов.

Наиболее уязвимые, то есть наиболее чувствительные к антропогенному воздействию виды служат показателем относительно малой фактической нарушенности природного сообщества на сегодняшний день, независимо от его предшествующей истории. Учитывая повышенную уязвимость этих видов, именно их требовательность к условиям окружающей среды, как правило, определяет и допустимые параметры режима природопользования, а также размер, конфигурацию и экологически приемлемый режим транзитных и буферных территорий. В качестве определяющих видов выбраны в первую очередь виды, занесенные в Красную книгу России и Красную книгу Рязанской области, места обитания которых подлежат охране.

Исходя из роли отдельных компонентов ландшафта в поддержании экологического баланса, нашедшей свой отражение в том числе и в ряде действующих правовых норм, в качестве основы для выделения ключевых природных территорий рассматриваются имеющие повышенную природоохранную ценность гидрологические объекты (отдельные водоёмы, истоки многих рек, родники), лесные участки и т.п. С учётом сказанного выше, обитание на таких территориях редких и уязвимых видов живых организмов служит показателем их удовлетворительного состояния.

В качестве буферных территорий выделены природные территории, непосредственно примыкающие к ключевым территориям и объектам. Для осуществления буферной функции лесной территорией обычно достаточен установленный режим лесопользования. Нормативную основу буферных территорий некоторых водоёмов и территориально связанных с ними объектов хотя бы частично обеспечивают установленные водоохранные зоны.

Транзитную функцию фактически выполняют природные и полуприродные территории, топографически расположенные между ключевыми территориями. В сильно преобразованных ландшафтах для обеспечения транзитных функций особенно велико значение линейных элементов ландшафта, в том числе долин и пойм рек. При экологически грамотном формировании системы лесополос последние могут существенно дополнить транзитную функцию речной и балочной сети, обеспечивая межбассейновые экологические связи.

К территориям, где целесообразна экологическая реставрация (восстанавливаемые природные территории) отнесены преобразованные участки, восстановление которых важно, как правило, для усиления транзитных и буферных функций. Среди прочего, выделено несколько участков пониженной экологической связности (проницаемости), восстановление которых может быть обеспечено мерами территориального планирования на местном уровне.

Отдельно отмечены участки, расположенные внутри крупных природных массивов, однако антропогенно преобразованные, в том числе иногда занятые сельскими поселениями. Для них целесообразна разработка мер специальной регламентации природопользования с учётом их нахождения среди ценных природных территорий.