logo
ГОСТы_кратк описан / Госты_поверх воды / ГОСТЫ полные тексты / РД 39-133-94 Инструкция по охране ОС при строительстве скважин на нефть и газ на суше

5 Организация локального мониторинга и контроля за состоянием природной среды

5.1 Локальный экологический мониторинг - это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием воздействия строительства скважин.

Контроль за окружающей средой при строительстве скважин - это планомерное наблюдение (путем использования принципов экологического мониторинга) за состоянием и изменением экологически, медико-биологически и социально-психологически важных компонентов окружающей среды: качества воды и воздуха, почвы, растительного и животного мира.

5.2 В задачи контроля на весь период строительства скважин входит проведение аналитических работ при проверке соблюдения требований по охране окружающей среды и организация контроля вредных веществ, поступающих в природную среду в процессе строительства скважин, и использование с этой целью аппаратуры и методов в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», позволяющих получать результаты на уровне установленных нормативов (ПДК) с целью своевременного выявления и оценки:

- источников химического загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв, грунтов зоны аэрации;

- районов и участков физического нарушения почв, грунтов, природных ландшафтов на всех этапах строительства скважин (планировка и обустройство буровой площадки, монтаж бурового оборудования, строительство различных коммуникаций, линейных сооружений, бурение, ликвидация и консервация скважин);

- участков и площадей загрязнения и физического нарушения верхних горизонтов ММП в криолитозоне на буровых площадках, по трассам дорог, трубопроводов, ЛЭП и т. д.;

- участков и площадей активизации экзогенных геологических процессов (заболачивание, просадки, термоэрозия, термокарст и т. д.).

5.3 Экологический контроль подразделяется на государственный, производственный и общественный.

Государственный экологический контроль в Российской Федерации осуществляется Парламентом Российской Федерации и парламентами республик в составе РФ, Правительством РФ, СМ республик в составе РФ, избранными органами автономных областей и автономных округов, краевыми, областными и местными органами самоуправления, а также специально уполномоченными на то государственными органами РФ и республик в составе РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора [3.1, ст. 70, п. 2].

5.4 Компетенция вышеуказанных органов и задачи государственного экологического контроля определены Законом «Об охране окружающей природной среды» [3.1, раздел I; раздел Х, ст. 68, 69, 70].

5.5 Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, объединения и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей среды, выполнению требований природоохранного законодательства [3.1, ст. 71]. Планы и мероприятия, намечаемые службой производственного экологического контроля, должны согласовываться с органами местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды [3.1, ст. 10].

5.6 Порядок организации производственного контроля за окружающей природной средой регулируется положениями, утвержденными предприятиями, учреждениями, организациями на основе Закона [3.1, ст. 71].

5.7 Экологический мониторинг и производственный контроль за состоянием окружающей природной среды при строительстве скважин на нефть и газ решают две самостоятельные, но связанные между собой задачи:

- научно-исследовательские, направленные на оценку экологичности применяемых технических средств и технологических процессов, буровых растворов, химреагентов и других материалов, применяемых в строительстве скважин;

- осуществление контроля в районе ведения буровых работ за выполнением природоохранных мероприятий, предусмотренных проектом, и состоянием качества окружающей природной среды.

5.8 Для проведения мониторинга, т. е. долговременного наблюдения за состоянием природной среды при строительстве эксплуатационных скважин, организуются специально оборудованные опытные экологические полигоны и участки для проведения научно-технологических исследований в зоне техногенного воздействия предприятий нефтегазового комплекса.

5.9 Опытные полигоны и участки для проведения научно-технологических исследований должны располагаться в различных природно-климатических зонах, что позволяет выявить и исследовать региональные специфические особенности осуществления технологических процессов и природоохранных мероприятий при строительстве скважин на нефть и газ, обеспечивающих снижение (предупреждение) загрязнения окружающей среды в исследуемой зоне.

5.10 На полигонах специализированные подразделения научно-исследовательских и проектных институтов проводят следующие мероприятия.

5.10.1 Комплексные исследования, направленные на решение задач, предусмотренных Законом [3.1, ст. 9, 10, и 3.49].

5.10.2 Количественный учет водопотребления и водоотведения при строительстве скважин и последующей их эксплуатации.

5.10.3 Количественный учет интенсивности и общего объема поступления (наработки) отходов бурения (сточные воды, отработанные буровые растворы, шлам и др.) и хозбытовых отходов.

5.10.4 Экологическую оценку существующих и перспективных методов сбора, хранения, утилизации и ликвидации (захоронение) различных технологических и хозбытовых отходов, методов технической и биологической рекультивации земель.

5.10.5 Оценку объемов поступления в природную среду загрязнений в результате аварий и других залповых выбросов нефти и газа, минерализованных вод, БСВ и других отходов при фонтанах, порывах трубопроводов и разрушениях обваловки шламовых амбаров.

5.10.6 Разработку мер по определению и предупреждению загрязнения подземных вод (нефтью, пластовыми водами) за счет нарушения герметичности обсадных колонн и перетоков по затрубному пространству в случае некачественного его цементирования, а также миграции загрязняющих веществ (нефть и нефтепродукты, ПАВ и др.) в природные среды: атмосферный воздух, почвы, грунты, поверхностные и подземные воды.

5.10.7 Оценку величины поступления загрязняющих веществ в почву, поверхностные и подземные воды по завершении строительства скважин.

5.10.8 Разработку прогнозов распространения загрязнения в природных средах.

5.11 Проведение исследований на полигонах должно обеспечить получение исходных экспериментальных данных для составления экологических паспортов предприятий, действующих в определенных природно-климатических условиях, для подготовки ОВОС, проектов обустройства месторождений нефти и газа, для обоснования экологически безопасной и экономически рациональной системы строительства и эксплуатации объектов нефтяных и газовых месторождений [3.493.753.76].

5.12 Обоснование размещения опытных полигонов и участков, целей и программ исследований, проектов размещения наблюдательной сети на территории района работ, а также проведение исследований специализированными НИИ и НИПИ отрасли по заданиям производственных объединений.

5.13 Для осуществления контроля в районах ведения буровых работ должна использоваться сеть постов наблюдений за загрязнением атмосферы и почв, поверхностными и подземными водами. Результаты наблюдений на этой сети являются материалами для оценки загрязнения вод и почв в зоне деятельности буровых предприятий и служат основой для составления организационно-технических мероприятий по устранению причин загрязнения вод и почв.

5.14 Контроль загрязнения поверхностных и подземных вод проводится при значительной плотности разведочного и эксплуатационного бурения на разведочной площади и месторождении нефти и газа, а также при строительстве глубоких скважин вблизи действующих и проектируемых водозаборов. Комплекс мер по контролю загрязнения в случае принятия решения по его организации включает в себя:

- создание сети наблюдательных скважин, охватывающих грунтовые воды и основные напорные горизонты пресных подземных вод;

- систематический отбор и анализ проб подземных вод, обобщение аналитических данных;

- определение содержания химических реагентов, флокулянтов и других веществ, применяемых при бурении, и оценка загрязнения вод на основе ПДК веществ в воде;

- прогноз развития возможного загрязнения и истощения горизонтов подземных вод.

5.15 В проектах на строительство скважин в разделе «Охрана окружающей природной среды» необходимо на основании предпроектных гидрогеологических исследований указать количество наблюдаемых скважин на подземные воды, место их расположения. Проект строительства скважин на воду должен быть разработан до начала строительства скважин на нефть и газ и определены пункты наблюдательной сети на поверхностные воды, их расположение, количество и периодичность отбора проб.

5.16 Контроль за качеством подземных и поверхностных вод должен быть осуществлен по следующим параметрам: щелочность - мг-экв./л; жесткость - мг/л; растворенный кислород - мг/л; ХПК - мг/л; сухой остаток - мг/л; хлориды - мг/л; сульфаты - мг/л; железо общее - мг/л; азот аммонийный - мг/л; нефть и нефтепродукты - мг/л; СПАВ - мг/л. До строительства скважин на нефть и газ замеры проводятся по тем же параметрам. Сравнение фоновых показателей с показателями, определенными в процессе строительства, даст возможность определить источник и степень загрязнения поверхностных и подземных вод.

При обнаружении загрязнения поверхностных и подземных вод в районе строительства скважин работы должны быть приостановлены и приняты меры по ликвидации источника загрязнения.

5.17 В процессе строительства скважин должен проводиться контроль за качеством воды в артезианских скважинах, используемой для хозяйственно-питьевых и культурных нужд работников буровой и населения, проживающего в районе строительства скважин. Необходимо иметь Заключение органов Госсанэпиднадзора РФ о том, что вода в скважинах, пробуренных на территории строительной площадки, или забираемая из поверхностных водоемов пригодна для хозяйственно-питьевого назначения. В случаях непригодности воды для указанных целей организуется привоз воды установленного качества.

5.18 Оценка загрязнения атмосферы должна проводиться отдельно для каждого вещества и каждой комбинации веществ с суммарным (однонаправленным) вредным воздействием.

5.19 В качестве критериев чистоты атмосферного воздуха применяются максимальные разовые предельно допустимые концентрации (ПДК), относящиеся к двадцатиминутному интервалу осреднения [1.15].

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ должен осуществляться: на источниках выбросов, на специально выбранных контрольных точках или постах, установленных на границах СЗЗ. Размер СЗЗ определяется классом предприятия в соответствии с СН 245-71. Размеры СЗЗ, установленные по классу предприятия, корректируются с учетом результатов расчета загрязнения атмосферы и среднегодовой розы ветров.

5.20 Наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха проводится на стационарных постах по одной из четырех программ наблюдений: полной, неполной, сокращенной, суточной [1.33].

5.21 При работе с материалами и химическими веществами (цемент, графит, хлор и его соединения, сернистые соединения, оксиды азота, аэрозоли сварочные, углеводороды и др.), которые загрязняют воздух и могут вызвать заболевания органов дыхания, необходимо в целях защиты здоровья человека осуществлять контроль за загрязнением воздуха в рабочей зоне. На особо опасных территориях должны быть установлены газоанализаторы, автоматически фиксирующие состав воздуха. В случае превышения ПДК в воздухе рабочей зоны необходимо работы приостановить и устранить причины опасного загрязнения (приложение 3).

5.22 План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках оформляется в виде таблицы 5. В ней указаны методики проведения контроля и используемые при этом приборы и оборудование.

Таблица 5

№ источника на карте, схеме, № контрольной точки

Контролируемое вещество

Периодич­ность* контроля

Нормативы выбросов

Нормативно-справочная документация по организации и проведению контроля

г/с

мг/куб. м

 

Основные вещества: сероводород, оксид углерода, оксид азота, двуокись азота, углеводороды, оксид серы

 

 

 

[1.121.331.43]

___________________________

* - Периодичность контроля устанавливает ведомственная служба контроля по согласованию с контролирующими органами.

5.23 В процессе строительства скважин необходимо предусмотреть организацию системы контроля за состоянием земель как на буровой площадке, так и на площади предполагаемого воздействия. При этом необходимо учесть особенности климатических, почвенных, гидрогеологических условий, рельефа местности, используемых химреагентов, а также нефти, газа и минеральных вод, получаемых при испытании скважин. Контроль осуществляется согласно РД 39-0147098-90 [3.74].

5.24 Основными задачами контроля за состоянием земельных ресурсов являются:

- регистрация современного уровня загрязнения почв и изменения его химического состава;

- определение тенденций изменения химического состава почв во времени, прогноз уровней их загрязнения в будущем;

- оценка возможных последствий загрязнения почв в настоящее время и в будущем разработка рекомендаций по их предотвращению или уменьшению;

- характеристика возможных источников загрязнения, вида и степени загрязнения [3.283.37];

- определение наличия нефтепродуктов методом капельного анализа, количества нефтепродуктов весовым методом, установление фракционного состава нефтепродуктов в почве, определение рН солевой и водной вытяжки, определение хлорид и сульфат-ионов, удельной электропроводности, рН и плотного остатка водной вытяжки, определение карбоната кальция и вычисление степени насыщения почв основаниями.

5.25 Для организации контроля за состоянием почв намечаются эпизодические и режимные пункты контроля. Пункты контроля устанавливаются вблизи наблюдательных скважин для изучения режима грунтовых и подземных вод, на территории действия факельного устройства, на участках после засыпки и рекультивации шламовых амбаров, местах захоронения отходов.