logo search
Драгоценные камни Крыма

1.2 Требования к качеству драгоценных камней

На Западе ювелирам хорошо известно так называемое “правило четырех С”, названное так по первым буквам четырех терминов, описывающим качество драгоценного камня. Первая характеристика - цвет (color). Опытный ювелир способен оценить цвет камня и присвоить ему определенную числовую характеристику. Второй важный критерий - чистота (clarity). Даже самые незначительные включения, порой незаметные невооруженным глазом, способны снизить стоимость драгоценного камня на порядок, а то и на два порядка. Соотношение цвета и чистоты обычно выражается дробью, причем чем больше численное значение ее числителя и знаменателя, тем ниже качество камня [17]. К примеру, бриллиант с характеристикой 3/3 считается хорошим, а дробь 9/12 говорит о весьма низком качестве камня [14].

Третий критерий - огранка (cut). Существуют определенные приемы гранения самоцветов, направленные на максимальное выявление красоты игры света. Совершенство огранки способно значительно повлиять на цену камня. Наконец, последний, но более чем решающий критерий - вес или масса, выраженная в каратах (carat weight) [17].

В остальных же странах, давая оценку драгоценному камню, как правило, учитывают: 1. красоту окраски, блеск, игру цвета и характерным внутренним "огнем", сверкание;

2. прочность и твердость, определяющие хороший внешний вид при длительном ношении;

3. незаурядность, редкость Под красотой камня обычно понимают его прозрачность, отсутствие трещин и посторонних включений, красивый однородный тон без пятен, игру, блеск и "огонь", особенно ярко проявляющиеся в результате огранки. Однако отбракованные по чисто формальным признакам камни (например, включения одного минерала внутри другого, пучок трещин или пузырьки внутри камня и др.) в умелых руках огранщиков становятся шедеврами, существующими каждый в единственном экземпляре [5]. Немаловажными, а подчас определяющими среди физических свойств драгоценных камней являются их оптические свойства, определяющие цвет, блеск, сверкание, прозрачность, астеризм. Причиной различной окраски драгоценных камней является поглощение и отражение света. Драгоценный камень, пропускающий весь спектр (длины волн) оптического диапазона, кажется бесцветным. Если же весь свет поглощается -- драгоценный камень будет черным. При частичном поглощении света по всему видимому диапазону драгоценный камень выглядит мутно-белым или серым. Если поглощаются только определенные длины волн, камень приобретает окраску, соответствующую смешению оставшихся непоглощенными частей спектра. Окраску камня определяет наличие в минерале атомов ряда элементов: железа, кобальта, никеля, марганца, хрома, ванадия, титана. Окраска некоторых камней (например, циркона) объясняется строением кристаллической решетки [12].

Качество и ценность большинства драгоценных камней зависит от их прозрачности. Прозрачность ухудшается за счет присутствия посторонних включений или трещин. Самыми ценными являются камни, у которых при наблюдении через лупу с десятикратным увеличением не обнаруживаются дефекты. К дефектам драгоценных камней относятся так же деформации кристаллической структуры, цветные полосы, пустоты, заполненные жидкостью и газом. Включения минералов бывают одного и того же вида (алмаз в алмазе) и чужеродными (циркон в сапфире). Органические включения характерны только для янтаря [5].

Ценность некоторых самоцветов определяется их редкостью. Весьма высоко ценятся так называемые “национальные” камни, найденные на ограниченной территории какого-либо государства. В качестве примера можно привести такие “африканские” самоцветы, как танзанит и тсаворит. Первый по цене и популярности конкурирует с синим сапфиром, занимающим лидирующее место в ряду наиболее дорогих самоцветов. Национальным камнем США считается похожий на сапфир бенитоит. Весьма дороги шкатулки и вазы из российского национального камня чароита [14].

Немаловажны при оценке качества драгоценного камня и такие физические особенности драгоценных камней как твердость, спайность и плотность.

Твердость - это комплексное физическое свойство, зависящее от внутренней структуры минерала и определяющее его износостойкость. С точки зрения ювелиров, драгоценные камни должны быть прочными, чтобы изделия с ними можно было носить постоянно и в течение длительного времени. На практике твердость определяется как реакция на сопротивление камня механическому воздействию (царапанью) различными эталонами. Наиболее известна шкала твердости, предложенная венским профессором минералогии Ф. Моосом (1773-1839). Все минералы по этой шкале делятся на 10 групп с твердостью от 1 до 10. Первым в ряду стоит алмаз (в ограненном виде бриллиант), имеющий максимальную твердость, равную 10. Драгоценные камни могут быть любой твердости, но если твердость меньше 5, то их использование становится проблематичным [5].

Спайностью называется способность минералов раскалываться или расщепляться по ровным, плоским поверхностям. Это свойство обязательно учитывается при огранке и шлифовке ювелирных изделий. Спайность зависит от строения кристаллической решетки и силой сцепления между атомами в различных плоскостях. Различают весьма совершенную спайность, совершенную и несовершенную. Драгоценные камни с сильно развитой спайностью требуется беречь от ударов, так как даже при постукивании они могут давать трещины. У целого ряда драгоценных и поделочных камней (например, у кварца) спайность вообще отсутствует, что обусловлено особенностями строения кристаллической решетки.

Плотность определяется как отношение массы вещества к массе такого же объема воды. Камни с плотностью ниже 2 считаются легкими, от 2 до 4 -- нормальной тяжести, от 5 и выше -- тяжелыми. Плотность драгоценных камней колеблется в пределах от 1 до 7 [12].

Основными факторами, определяющими ценность камня, являются: 1. происхождение (природное или синтетическое). Камень, который был найден в недрах Земли, будет цениться намного дороже, чем его синтетический аналог, выращенный в лабораторных условиях, потому что на поиски и добычу природных камней необходимо затратить больше труда, чем на выращивание искусственного кристалла. Запас самоцветов в природных месторождениях ограничен и непрерывно исчерпывается. По мере исчерпания месторождений, растет и ценность камня; 2. его распространенность в природе. Чем реже камень встречается в природе, чем меньше существует месторождений, тем выше он ценится. 3. качество сырья, из которого он был огранен. Природные камни бывают ювелирного и поделочного качества. Камни ювелирного качества обладают высокой степенью чистоты, то есть прозрачны, не имеют трещин и включений. Такие самоцветы отличаются ярким насыщенным цветом, равномерно распределяющимся по всему объему камня.

4. качество огранки. Это один из основных факторов, влияющих на ценность самоцвета. Огранка бывает ручная и машинная. Машинной огранке обычно подвергается сырье невысокого качества, и небольшого размера. Более дорогое качественное сырье крупных размеров требует к себе индивидуального подхода. При низкокачественной огранке на поверхности камня остаются следы полировки, трещины и сколы, не выдерживаются в точности размеры и симметричность граней, такую огранку принято называть огранкой "коммерческого качества". Прецизионная ручная огранка предполагает точные, ровные, симметричные и безупречно отполированные грани. Поэтому качественно ограненный камень играет и лучится, а некачественно ограненный выглядит как стекло [17].

Таким образом, не существует самоцветов, которые однозначно можно назвать драгоценными или полудрагоценными, поскольку на стоимость конкретного камня влияет много обстоятельств.