logo search
Курсовая 1 курс

3.1.Законодательная база.

В Конституции РФ (1993 г.) и Законе об охране окружающей среды (от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.) закреплено и обосновано право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Водные и другие природные ресурсы используются и охраняются в нашей стране как основа жизни и деятельности проживающих на ее территории народов. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Кроме того данный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной зоне РФ [15].

Современные требования к оценке качества питьевых вод сформулированы Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качест­ва». Эти санитарные правила предназначены для организаций и пред­приятий, эксплуатирующих системы централизованного водоснабжения. Гигиенические требования к качеству питьевых вод при нецентрализо­ванном водоснабжении установлены СанПиН 2.1.4.1175-02.

Гигиенические требования к качеству вод подземных источников водоснабжения также регламентированы ГОСТ 2761-84 «Источники цен­трализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора».

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25 июля 2001 г. утвержден СП 2.1.5. 1059- 01. «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295) и устанавливают гигиенические требования по предотвращению неблагоприятного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут привести к ограничению использования подземных вод для питьевых, хозяйственно - бытовых и лечебных целей, а также определяют порядок контроля качества подземных вод. Настоящие Санитарные правила устанавливают гигиенические требования по предотвращению такого воздействия хозяйственной или иной деятельности на подземные воды, которое может привести к ограничению использования этих вод для питьевых, хозяйственно - бытовых и лечебных целей, а также оказывать влияние на здоровье населения.[16].

Согласно Статье 59 «Охрана подземных водных объектов» Водного Кодекса физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды. [17]

Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах Водного Кодекса. Гласит, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [17].

3.2.Основные принципы государственного управления и контроля.

Государственное управление в области использования и охраны водных ресурсов осуществляют Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда.

Определяя государственную политику в области использования и охраны вод, правительство обеспечивает владение, пользование и распоряжение водными ресурсами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом; разработку и принятие соответствующих федеральных законов нормативных актов, а также контроль за их соблюдением; установление порядка использования водных объектов, выдачи лицензий и лимитов на водопользование для субъектов РФ в целом; определение порядка ведения государственного мониторинга состояния водных объектов, государственного учета вод, государственного водного кадастра; установление порядка государственного контроля использования вод и др. Функции управления водным фондом, а также специального уполномоченного государственного органа в области охраны водных (природных) ресурсов возложены на Министерство природных ресурсов РФ (Минприрода РФ). Это Министерство совместно с федеральными органами исполнительной власти субъектов федерации организует государственный учет водных ресурсов, использование, охрану, воспроизводство и восстановление водных объектов, нормативно- правовое и организационное обеспечение водопользования, создание и функционирование единых информационных систем водопользования и ведение государственного мониторинга подземных и поверхностных вод суши в рамках государственной службы наблюдений за состоянием окружающей природной среды [10].