logo search
Mineralogia

Российский университет дружбы народов

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра мониторинга и прогнозирования

Арешин А.В., Корольков А.Е.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ГЕОЛОГИИ

Часть 1. Минералы как полезные ископаемые.

Москва

2011

2

ВВЕДЕНИЕ 3

НАУКА МИНЕРАЛОГИЯ 4

МИНЕРАЛЫ И ИХ СВОЙСТВА 4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИНЕРАЛОВ 5

КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛОВ 15

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И ВАЖНЫЕ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНЕРАЛЫ 15

Подкласс: Каркасные силикаты. 41

МИНЕРАЛЫ КАК ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ 44

Приложение1. Диагностические свойства минералов. 47

Литература: 50

ВВЕДЕНИЕ

Данное методическое пособие предназначено преимущественно для самостоятельной работы студентов при изучении курса «Геологии» и при выполнении лабораторно-практических работ. Лабораторные работы — важное дополнение к курсу лекций. Они позволяют воплотить теоретические сведения в практику и выработать у студентов навыки работы с различными источниками информации. Объем каждой из лабораторных работ достаточно велик, и его практически не удается выполнить во время, отведенное для этих занятий.

В состав лабо­раторных работ входят минералогия с кристаллографией и петрография, методы исследования минералов, горных пород и искусственных минеральных материалов. Для выполнения ла­бораторных работ используют специальные методические пособия, учебные кол­лекции минералов и горных пород, макеты кристаллов, типовые электронно-микроскопические фо­тографии и рентгенограммы минералов.

Данное методическое пособие состоит из 3 разделов. В первом показывается место минералогии среди геологических наук. Во второй части рассматриваются диагностические свойства минералов и даётся характеристика свойств наиболее распространённых и промышленно важных минералов. В третьей – дается характеристика минералов как полезных ископаемых.

При составлении данного учебного пособия использованы опубликованные практические руководства по общей геологии, минералогии, кристаллографии и кристаллохимии, учтены представительность учебных коллекций и наличие наглядных пособий, а так же сложившиеся традиции преподаваемого предмета и личный опыт.

Авторы благодарят В.А. Щербу, профессора кафедры физической географии МГГУ им. М.В. Шолохова и П.И. Гречина, доцента кафедры геологии и ландшафтоведения Московской сельскохозяйственной академии за критику и ценное обсуждение.