logo search
Геологический словарь первокурсника

Часть 3. Эндогенные процессы 42

  1. Магматизм . .... 42

  2. Метаморфизм ' . 45

  3. Залегание горных пород . . . . .46

  4. Тектонические нарушения . . . . . 48

  5. Землетрясения . ... . . . 51

6. Представления о геологическом развитии материков. ..52

Указатель терминов . . .55

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вчерашним школьникам, поступившим на естественные факультеты университетов, приходится нелегко — на них обрушивается лавина информации, и в первую очередь, специальной терминологии. Если будущим физикам, химикам или биологам она в какой-то степени уже знакома по школьным предметам, то первокурсника геофака её обилие может ошеломить. Ведь геологию в средней школе не изучают, а только в курсе «Общая геология» студент должен запомнить около 600 терминов и научиться говорить на новом для себя специальном языке. Обычно при изучении иностранного языка обучающийся для запоминания слова или модели подыскивает хорошо знакомый ему русский эквивалент. За геологическим же термином стоит не перевод, а принципиально новое понятие, требующее осмысления. Это и отличает процесс познания специальной терминологии от освоения иностранного языка, делает его еще более трудоемким, требует значительных усилий студента.

По курсу «Общая геология» существуют обстоятельные, может быть, даже излишне обстоятельные учебники. Это книги большого формата объемом до 600 страниц, т. е. далеко не карманные издания. Специальные же термины должны быть всегда под рукой, так как того требует процесс заучивания, иногда просто зубрежки. (Кстати, не нуж­но бояться этого слова, под которым почему-то часто подразумевается бессмысленное многократное повторение. Оно как раз очень точно характеризует ту часть процесса познания начал любой естественной науки, с которой начинает каждый приобщающийся к ней. Это и есть подчас именно тот процесс, которым занимается каждый перво­курсник).

Отсюда и родилась идея создать «Геологический словарь перво­курсника» – книжку карманного формата, где были бы собраны все основные специальные термины, с которыми сталкивается студент при изучении курса «Общая геология», чтобы можно было осваивать специальную терминологию не только за письменным столом, но и так, как изучают иностранные языки: в поезде, в троллейбусе, во время летней полевой практики.

С учетом того, что данная книга — не просто геологический сло­варь, а геологический словарь первокурсника, и были определены композиция, степень сложности и набор терминов, расстановка акцен­тов и смысловых нагрузок. Термины расположены не в алфавитном порядке, как обычно принято, а в той последовательности по разделам, в которой они встречаются в лекционном курсе. Словарные статьи со­ставлены по возможности ясно и лаконично, в их основу положены определения, данные в учебниках Г. П. Горшкова, А. Ф. Якушовой «Общая геология» (М., 1973), В. И. Серпухова и др. «Курс общей гео­логии» (Л., 1976), а также в двухтомном «Геологическом словаре» (М., 1973). Учитывая время издания этих книг, во многие определения терминов внесены изменения, соответствующие сегодняшнему уров­ню геологических знаний.

В связи с тем, что для лабораторных занятий по общей геологии существует немало хороших учебных пособий и руководств, компакт­ных полевых определителей минералов и горных пород, термины, имеющие прямое отношение к этим разделам курса (названия мине­ралов и горных пород, понятия типа «сланцеватость», «гнейсовидность», «спайность» и другие, всего около 200 терминов), в словарь не включены.

Словарь составлен с учетом того, что программа курса «Общая геология» и все существующие учебники чрезмерно перегружены терминами, и если слепо следовать им, то за год обучения студент должен освоить 1400—1600 новых понятий, т. е. каждую неделю он обязан запоминать 50—60 определений. Но ведь общая геология — не единственный предмет, изучаемый студентом: на первом курсе читается еще 8 дисциплин. Исходя из этого, в словарь включено опти­мальное количество терминов, которое способен реально усвоить пер­вокурсник, оно составляет немногим более 400 наименований.

Названия терминов даны, как правило, в единственном числе. Для облегчения поиска нужного понятия в конце словаря приведен указа­тель терминов, построенный по алфавитному принципу.