logo
Sanya / Ranneva_okonchanie

II. Проектирование дорог в районах оврагообразования

13. Процесс образования оврагов, элементы оврага, схема оврага в плане

Образование оврагов. Образование оврагов является результатом водной эрозий. Водная эрозия – процесс размыва почв и рыхлых подстилающих их слоёв, стекающими со склонов потоками воды. Эрозионные процессы начинаются на крутизне склона от 2 градусов и заметно усиливаются при крутизне склона от 2 до 6 градусов и существенное развитие получают от 6 до 10 градусов. Развитие эрозионных процессов зависит от:

- климатических условий

- распределения осадков по временам года и от их интенсивности

- от типа грунтов (особо интенсивно развиваются процессы в лёссовых и лёссовидных грунтах)

14. Стадии образования оврагов, продольный разрез оврага, его основные участки.

В процессе оврагообразования, овраги проходят несколько стадий:

  1. На крутом участке склона образуется промоина или рытвина

  1. Происходит углубление рытвины с уменьшением продольного уклона дна. У вершины оврага образуется обрыв высотой 5-10 метров. Рытвина на этой стадии расширяется и в поперечном сечении становится трапециидальной. К концу этой стадии в нижней части оврага вырабатывается плавный продольный профиль – транзитное русло оврага. В пределах этого русла размыв уравновешивается приносом грунта. У устья оврага, где вода растекается и теряет скорость, откладывается конус выноса.

  1. Дальнейший рост оврага по направлению к водоразделу. Увеличение оврага в поперечном сечении за счёт обрушения и подмыва берегов оврага. Ежегодный прирост может достигать до 15 метров в длину

  1. Затухает глубинная эррозия, останавливается подмыв берегов, овраг перестаёт расти, склоны принимают устойчивое очертание, зарастает травой, кустарниками и так далее.

15. Модуль эрозионности, условия развития процессов оврагообразования.

Степень подверженности оврагообразованию характеризуется модулем эрозийности. Модуль эрозийности это общая протяжённость овражеской сети на 1 километр квадратный. Для территорий РФ модуль эрозийности (МЭ) лежит в диапазоне от 0,5 до 1,2.

Развитию эрозии в сильной степени способствует уничтожение деревьев и травяного покрова, предохраняющих почву от размыва и регулирующих водный режим. К быстрому росту овражеской сети также приводит неправильное землепользование (распашка склонов балок, направление при пахоте борозд вниз по склону, пастьба скота на склонах, ведущая к уничтожению травяного покрова). Часто причиной возникновения оврагов становятся неправильно запроектированные и неукреплённые придорожные канавы.

16. Основные положения при проектировании плана трассы в районах оврагообразования.

Практика выработала ряд правил которые основаны на сочетании стоимости строительства и безопасных условий эксплуатации в течении длительного времени. Рациональное положение трассы а/д зависит от:

  1. конфигурации овражистой сети

  2. интенсивности эрозионных процессов

  3. категории а/д

Правила проектирования.

  1. При развитой сети оврагов трассу а/д целесообразно прокладывать в обход по водораздельным участкам, если это несопряжено с сильным удлинением трассы и большой извилистостью. Дороги низших категорий и сельхоз дороги проектируют с учётом этого правила, то есть в обход. В данном случае стоимость строительства является решающим фактором. При проложении а/д в обход трассу располагают на расстояний 50-100 метров от вершины оврага или от вешка. Предусматривают обязательно комплекс противоэрозионных мероприятий.

  2. А/д высших категорий проектируют, как правило, по кратчайшему направлению, не допуская удлинения трассы и перепробега транспорта в условиях высокой интенсивности движения. Дороги высоких категорий допускаются пересекать овраги с соответствующим увеличением объёма земляных работ и числа искусственных сооружений + комплекс противоэрозионных мероприятий.

  3. Нецелесообразно располагать трассу близко к вершине оврага, так как это может ускорить процесс оврагообразования и нарушить устойчивость земляного полотна.

  4. Не следует прокладывать трассу по конусу выноса в оврагах, так как рельеф в этой зоне не устойчив и отверстие водопропускных сооружений заносятся продуктами размыва.

  5. Овраг целесообразно пересекать в зоне транзитного русла. В этой зоне доля наносов наименьшая.

  6. При пересечении оврагов часто наилучшим решением является строительство виадуков (от бровки до бровки оврага) (целесообразно на дорогах высоких категорий).

  7. При трассировании между двумя оврагами обязательно укрепление отвешков с целью исключения их перемещения в дороге.

17. Мероприятия по закреплению оврагов.

Три основные цели:

1. Уменьшение объёмов и замедления притоков воды к оврагу

2. Укрепление вершины оврага и его отвешков

3. Закрепление русла и склонов оврага

1) Агротехнические мероприятия. К ним относятся: засев трав, посадка кустарников, посадка полосы леса шириной от 15 и до 20 метров, распахивание почвы, применение геоматов.