III. Проектирование дорог в карстовых районах
22. Карстовые процессы. Причины возникновения карста.
Карстовые процессы происходят в толще растворимых горных пород (гипс, известняк, доломит, каменная соль). В результате совместной деятельности грунтовых и проникающих поверхностных вод. Такие горные породы растворяются или выщелачиваются и уносятся подземными водами. В результате таких процессов образуются:
1) Подземные карстовые формы (пустоты, пещеры и всевозможные ходы)
2) Поверхностные карстовые формы (на поверхности образуются углубления вызванные обрушением или проседанием кровель полостей, тем самым появляются карстовые воронки, рытвины, борозды и так далее, то есть, то что видно с поверхности)
Необходимы условия для развития карста:
1) Наличие растворимых пород
2) Трещиноватость пород, обеспечивающее проникновение воды
3) Растворяющая способность воды, то есть химический состав воды
23. Типы и формы карста. Условия развития карста.
По степени опасности для строительства дорожных сооружений карст подразделяют на два основных типа:
1) Карст в легкорастворимых породах (сульфаты, сульфатокарбонат). При таком типе карста ежегодно возникают воронки и образуются просадки
2) Карст в труднорастворимых горных породах (карбонат, мел, известняк). Развитие карста протекает медленнее, новые формы могут возникать раз в несколько десятков лет. При данном виде карста допускается прокладывать дороги и отводить сооружения на прочных участках. При этом необходимо учитывать расчетный срок службы.
Ориентировочно оценить степень интенсивности развития карста можно по количество воронок на 1 кв. км в течении года
Категория района | Характеристика устойчивости рельефа | Количество воронок на 1 кв. км |
I | Весьма неустойчивый | 5-10 в год |
II | Неустойчивый | 1-5 в год |
III | Среднеустойчивый | 1 в 20 лет |
IV | Устойчивый | 1 в 20-50 лет |
V | Весьма устойчивый | За 50 лет ни одной(1 в 100 лет) |
24. Основные правила проектирования дорог в карстовых районах.
Чтобы проложение трассы было безопасным необходимо учесть несколько условий:
Толщина мало проницаемого для воды слоя поверхности грунта, должна быть не менее 8-10 м
Слой водорастворимой породы должен быть малой толщины
Грунтовые воды должны быть малоагрессивны.
Небольшой расход грунтовых вод.
Безопасная глубина залегания карстовых полостей от основания инженерных сооружений определяется по формуле:
Нбез=K*h
К – коэф. Безопасности, зависящий от геологических условий и категории сооружения для а/д (100-150)
h – высота карстовых полостей.
При проектировании автомобильных дорог в карстовых районах следует:
обходить сложный участки, на достаточном удалении от карста и по возможности без применения дорогостоящих укрепительных мероприятий.
Проложение трассы по склонам, т.к. в данном случае вода не будет задерживаться.
25. Инженерные мероприятия по борьбе с карстовыми процессами.
В районах где карстовые процессы замедляются допускаются дороги низкий категорий, прокладывать без учета карстовых процессов, дороги I и II прокладывают в невысоких насыпях (до 3 м.) обходя карсты.
Мероприятия по защите дорожных сооружений в карстовых районах.
1) Планировка придорожной полосы.
2) Отказ от применения напорных труб.
3) Укрепление русел водотоков и водоотводных канав
4) Засыпка карстовых форм (воронок) водонепроницаемым грунтом
5) Отказ от устройства вблизи а/д грунтовых карьеров.
6) Закрытый карст целесообразно заполнять бетонным раствором, как вариант допускается заполнять песчано-глинистыми растворами и цементом
7) Заполнение карстовых трещин в песчано-глинистым раствором, битумным или цементным раствором.
8) Устройство глубокого дренажа, приток воды к ЗП.
9) Проектирование эстакады, опоры ниже толщи с карстом
26. Карст. Методы исследования.
Карст — совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами - гипсом, известняком, мрамором, доломитом и каменной солью.
Чтобы оценить степень и интенсивность развития карстовых процессов, необходимо провести инженерно-геологические изыскания, которые должны предоставить следующие данные:
Информация о геологическом пластовании
Мощность слоев
Состав
Степень трещиноватости
Сведенья о режиме грунтовых вод
Степень агрессивности грунтовых вод
Источники питания грунтовых вод
ПО итогам Инж-Геол. изысканий, дают прогноз развития карста на период строительства и эксплуатации объекта. Так же определяют возможность активизации карста в процессе эксплуатации объекта и делаются заключения с конкретными рекомендациями для проектной подготовки мероприятий по противокарстовой защите.
Методы исследования:
Электроразведка- имерения сопративления толщи пород залегающие на определенной глубине. Кривая на электропрофиле резко изменяется, таким
образом получают данные по длине получаемого участка.
Зондирования грунтов
Аэрофотосъемка ( изучение поверхности карста)
- I. Проектирование дорог на заболоченных территориях
- 6) Конструкций земляного полотна на слабых основания с погружением на минеральное дно (схема).
- 7) Конструкции земляного полотна на слабых основания без выторфовывания (схемы)
- 8) Конструкции земляного полотна на слабых основаниях с частичным выторфовыванием (схемы).
- 9) Конструкций земляного полотна на слабых основания с применением облегчённой насыпи (схема).
- 10) Методы ускорения осадки насыпи.
- II. Проектирование дорог в районах оврагообразования
- 2) Устройство системы земляных валов.
- III. Проектирование дорог в карстовых районах
- IV. Особенности проектирования дорог на засоленных грунтах
- V. Особенности проектирования дорог в песчаных и засушливых районах
- 36. Способы закрепления песчаного рельефа.
- 37. Изыскания в зоне подвижных песков. Динамические розы ветров.
- VI. Проектирование дорог в горах
- VII. Проектирование дорог в районах распространения вечномёрзлых грунтов.