Основные элементы центральной проекции
При картографировании земной поверхности используют различные законы построения изображения этой поверхности в масштабе – картографические проекции. Задачи организации территорий, кадастра недвижимости, инженерных изысканий удобнее решать по планам, созданным по законам ортогонального проектирования: точки элементов ситуации при этом проецируют на горизонтальную плоскость отвесными линиями с одновременным масштабированием результатов.
На снимках, полученных с помощью кадровых съемочных систем, изображение строится по законам центрального проектирования. Проектирующие лучи здесь представляют собой пучок линий, проходящих через единую точку – центр проекции.
Проекция - это изображение объекта или местности на плоскости (или другой поверхности), полученное по определенным законам.
Центральная проекция - это изображение, построенное на плоскости лучами, идущими от точек предмета и сходящимися в одной точке пространства (или исходящими из одной точки).
Рис. 1. Центральная проекция, получение перспектив в негативе и позитиве
Центр проекции - точка, в которой лучи сходятся.
Картина – плоскость, где строится изображение.
Перспектива – само изображение.
Фокусное расстояние проекции - расстояние от центра проекции до картины.
Геометрический позитив - если картина находится между центром проекции и предметом (прямое изображение).
Геометрический негатив - если картина находится за центром проекции (предмет и картина по разные стороны от центра проекции, обратное изображение).
Если фокусные расстояния в этих случаях одинаковые и картины взаимно параллельны, то изображения конгруэнтны.
Человек видит мир в геометрическом позитиве, его глаз — центр проекции, в фотоаппаратах изображение построено в геометрическом негативе.
При любом фотографировании, в том числе и при аэрофотосъемке, лучи света, проходящие через узловую точку объектива, практически не преломляются, а соединяют точку предмета и точку его изображения прямой линией. Следовательно, объектив строит изображение по законам центральной проекции.
S – центр проекции
Т – плоскость предмета
Р – плоскость картины (плоскость аэрофотоснимка)
S0О – главный луч, перпендикуляр из центра проекции к картине)
SnN –отвесная линия из центра проекции (надирный луч)
V – плоскость главного вертикала
VV1 – линия главной вертикали
O – главная точка снимка
n – точка надира фотоснимка
N – точка надира на местности
с – точка нулевых искажений
tt1 –основание картины (ось перспективы)
Е – плоскость действительного горизонта
hihi - линия истинного горизонта
i – главная точка схода
Q –плоскость картинного горизонта
ЛНС – линия направления съемки
НkНk – линия картинного горизонта
Фотосхемы и их назначение. Способы изготовления фотосхем
Фотосхема является самой недорогой и быстро создаваемой фотограмметрической продукцией. Фотосхемой называется единое фотоизображение местности, смонтированное и склеенное из рабочих площадей нетрансформированных аэрофотоснимков (т. е. со всеми искажениями). По фотосхемам нельзя выполнять точных измерений. Их применяют для общего обзора и изучения местности в различных отраслях хозяйства, для предварительного проектирования и выбора вариантов расположения объектов. В геодезии фотосхему используют для полевого дешифрирования контуров во время полевой подготовки аэрофотоснимков, при этом для удобства ею заменяют комплект аэрофотоснимков, что также сокращает работу по сводкам отдешифрированных контуров между снимками.
Фотосхемы бывают одномаршрутные и многомаршрутные, контактные и приведенные. Многомаршрутные схемы создаются для большой территории. Контактные фотосхемы выполняют из контактных отпечатков аэрофотоснимков, т. е. в масштабе аэрофотосъемки. Приведенные фотосхемы монтируют из увеличенных аэрофотоснимков, предварительно приведенных приблизительно к масштабу создаваемой карты и крупнее. На этих фотоснимках удобнее и точнее делать полевое дешифрирование и привязку.
Фотосхемы любого вида монтируют по контурам. Работа состоит из: совмещения фотоснимков; выполнения порезов; приклеивания; корректуры.
Для составления одномаршрутных фотосхем совмещают попарно по продольному перекрытию соседние фотоснимки. Предварительное совмещение делают методом «мигания». Берут сложенные по перекрытию два соседних снимка и половинку снимка, расположенного сверху, быстро поднимают и опускают. Если снимки хорошо совмещены контурами в перекрытой части, то при «мигании» не будет наблюдаться передвижение этих контуров. В противном случае подправляют совмещение и снова проверяют «миганием». Правильность окончательного совмещения контуров проверяют иглой (наколкой). Для этого выбирают приблизительно посредине перекрытия четкие контурные точки и прокалывают. Приподняв верхний фотоснимок, определяют величину погрешности, которую необходимо свести к самым малым величинам насколько позволяют искажения. Затем острым ножом (ланцетом, скальпелем) разрезают сразу оба фотоснимка посредине перекрытия плавной волнистой линией, обходя улицы, дома, дороги и делая порез перпендикулярно к линейным контурам. Можно делать порез в виде ломаной линии. Все порезы должны быть ровными и гладкими, для этого ножи должны быть острыми и тонкими. После этого все используемые части мажут клеем, укладывают на картон и приклеивают встык по линии пореза, хорошо заглаживают, чтобы порезы не были видны.
При создании многомаршрутных фотосхем необходимо тщательно совмещать по продольным и поперечным перекрытиям все аэрофотоснимки территории. Лучше начинать от середины среднего маршрута. Совмещение проверяют иглой и стараются распределить погрешности равномерно по всей площади. После этого осторожно делают все порезы посредине всех перекрытий. Во время разрезания снимки необходимо крепко прижимать рукой, чтобы они не сдвинулись. Начинать каждый порез нужно не с края фотоснимков, а немного отступив. Оставленные участки разрезают потом в обратном направлении. Полезные площади фотоснимков мажут клеем и приклеивают к картону впритык по линиям пореза.
Чтобы облегчить и уточнить совмещение аэрофотоснимков при монтаже любых фотосхем, можно использовать начальные направления. Их проводят карандашом на соседних фотоснимках. Сначала совмещают аэрофотоснимки вдоль этих начальных направлений и проверяют иглой по четким контурам. Потом совмещение проверяют по всему перекрытию.
Корректуру (проверку и оценку точности) выполняют по порезам, используя оставшиеся обрезки. К каждой линии пореза прикладывают один обрезок и точно совмещают со снимком на фотосхеме, от которого данный обрезок отрезан. Затем прокалывают 3—4 четкие контурные точки, убирают обрезок и измеряют погрешности. Корректуру многомаршрутных фотосхем делают по продольным и поперечным перекрытиям. Если требуется, то составляют корректурный лист.
Стереоскопическая съемка. Стереоскопический эффект
Получение стереоэффекта по фотоснимкам.
Виды стереоэффекта.
Форма и размеры стереомодели, наблюдаемой по фотоснимкам.
Изображение предмета на сетчатке глаза, так же как на фотоснимке, получается в центральной проекции, а потому, рассматривая фотоснимок, можно получить на сетчатке точно такое же изображение, какое получается при рассматривании самого предмета.
Для этого нужно совместить центр хрусталика с центром проектирования снимка.) На рис. 1, а видно, что зрительные лучи идут от изображений точек а, d, т на снимке так же, как от тех же точек А, D, М предмета. Т. е. при рассматривании снимка или предмета на сетчатке получается одно и то же изображение а', d', т'. При рассматривании двух фотоснимков двумя глазами на сетчатках обоих глаз получаются такие же изображения, как при рассматривании самого предмета (рис. 1, б), следовательно, изображение предмета воспринимается рельефным, как в натуре.
Зрительное ощущение рельефности предмета при рассматривании двух фотоснимков называется стереоскопическим эффектом или стереоэффектом. Рельефное изображение предмета, возникающее при наблюдении двух фотоснимков, называется стереоскопической моделью или стереомоделью. Стереомодель возникает в пересечениях продолжений одноименных зрительных лучей и является мнимой
Для получения стереоэффекта по фотоснимкам необходимо выполнить следующие условия:
1) иметь два фотоснимка предмета, сделанные из двух разных точек или с двух концов базиса, т. е. стереопару;
2) наблюдать фотоснимки необходимо
двумя глазами, но раздельно, так чтобы каждый глаз видел один из двух снимков;
3) не допускать разномасштабности фотоснимков более 11% (при большей разномасштабности стероэффект достигается с трудом, а при разномасштабности более 15% отсутствует);
4) фотоснимки должны быть минимальной разнотонности, так как она затрудняет получение стереоэффекта;
5) обеспечить одинаковое освещение снимков, причем •источник света следует располагать с той стороны, с какой было солнце при съемке, так как это облегчает получение стереоэффекта.
По снимкам можно наблюдать разные виды стереоэффекта: прямой, обратный и нулевой.
Для получения прямого стереоэффекта нужно расположить снимки так, чтобы зоны перекрытия их были на внутренних краях снимков и начальные направления лежали на прямой, приблизительно параллельной глазному базису. При прямом стереоэффекте рельеф стереомодели соответствует рельефу в натуре.
Для получения обратного стереоэффекта снимки располагают так, чтобы перекрытия были на внешних их краях, а начальные направления — на прямой, параллельной глазному базису. При обратном стереоэффекте рельеф стереомодели воспринимается обратным рельефу в натуре, т. е. горы выглядят низинами, а низины — горами.
Для получения нулевого стереоэффекта нужно расположить снимки так, чтобы начальные направления были перпендикулярны к глазному базису, а линии, соединяющие одноименные точки на двух снимках, примерно параллельны ему. При нулевом стереоэффекте изображения двух снимков воспринимаются как одно, но стереомодель получается плоской. Это объясняется тем, что при таком положении снимков одноименные зрительные лучи располагаются примерно параллельно друг другу, так что параллактические углы получаются очень маленькими, а следовательно, и разности этих углов, и физиологические параллаксы тоже малы.
По фотоснимкам можно получить стереомодель точно таких размеров и формы, как объект съемки. Для этого нужно, наблюдай два снимка, сделанные с базиса, равного глазному, сохранить их взаимное положение, имевшее место при съемке, а центры хрусталиков глаз совместить с центрами проектировании снимков.
Если снимки сделаны с базиса, большего, чем глазной, то стереомодель, наблюдаемая по снимкам, получается уменьшенной во столько раз, во сколько глазной базис меньше базиса фотографирования.
Если при наблюдении снимков установить расстояние от глаз до fг больше, чем было f аэрофотоаппарата, то стереомодель получается вытянутой в вертикальном направлении, т. е. рельеф на стереомодели выглядит преувеличенным по сравнению с натурой — утрированным.
При уменьшенном расстоянии от глаз до снимков fг по сравнению с f АФА стереомодель получается сжатой в вертикальном направлении, рельеф выглядит преуменьшенным.
Так как углы наклона плановых аэрофотоснимков не превышают 3°, поэтому по стереомодели можно получить достаточно правильное представление о рельефе местности.
- Перечень вопросов для итоговой аттестации по дисциплине «Фотограмметрия»
- Перечень вопросов для итоговой аттестации по дисциплине «Фотограмметрия» (которые будут)
- Классификация аэро- и космических съемочных систем.
- Классификация аэро- и космических съемочных систем
- Технические показатели аэрофотосъемки
- Оценка качества результатов аэросъемки.
- Основные элементы центральной проекции
- Поперечный и продольный параллаксы точек снимка.
- Увеличенные аэро- и космические снимки.
- Истемы координат, применяемые в фотограмметрии.
- Понятие о дешифрировании снимков
- Дешифрирование снимков при составлении сельскохозяйственных карт и выполнении земельных кадастровых работ
- Корректировка сельскохозяйственных планов и карт.
- Технологическая схема обновления базовых карт и планов земель фотограмметрическим методом
- Использование материалов аэрофотосъемки при инвентаризации земельных ресурсов
- Использование материалов аэро- и космических съемок в изысканиях сельскохозяйственного назначения и в экологическом мониторинге