logo
Геодезия СЖД,СЖУ,МТ,Т-задание

3.4. Расчет железнодорожной кривой

Участок трассы железной дороги длиной 1 км состоит из двух прямых участков и железнодорожной кривой.

Железнодорожная кривая включает в себя круговую кривую и две переходные концевые кривые (рис. 3.1). Переходные кривые обеспечивают плавный переход от прямого участка трассы на круговую кривую и обратно. Это достигается тем, что в пределах переходной кривой происходит постепенное изменение радиуса кривизны от  = ∞ (на стыке с прямой) до  = R (в точке КПК).

Рис. 3.1. Схема кривой

Расчет элементов кривой выполняют по углу поворота трассы У, радиусу круговой кривой R, длине переходной кривой l и пикетажному положению вершины угла поворота ПКВУ, которые выписывают из табл. 3.1. Угол поворота У измеряют теодолитом, радиусом кривой R и длиной переходной кривой l задаются согласно техническим условиям проектирования трассы, пикет вершины угла поворота ПКВУ выписывают из пикетажной книжки.

Для железнодорожной кривой требуется рассчитать ее элементы и пикетажные значения главных точек. Элементами железнодорожной кривой (см. рис. 3.1) являются: Тс тангенс суммированный, равный расстоянию от начала кривой (НК) или от ее конца (КК) до вершины угла поворота (ВУ), Кс  длина железнодорожной кривой, Дс  домер суммированный, Бс  биссектриса суммированная, равная расстоянию от вершины угла поворота (ВУ) до середины кривой (СК).

Суммированные элементы железнодорожной кривой вычисляют по формулам

Тс = Т + Тр + m; Кс = К + l; Дс = Д + Д р; Бс = Б + Бр ,

где Т, К, Д, Б  соответствующие элементы круговой кривой,

Тр, m , Д р , Бр  элементы переходной кривой.

Элемент m  сдвижка начала кривой по оси абсцисс (по направлению Тс) за счет устройства переходной кривой. Элементы Тр, Д р , Бр являются приращениями соответственно тангенса, домера и биссектрисы круговой кривой, вызываемые сдвижкой р по оси ординат (перпендикулярно направлению Тс).

Домер суммированный Дс  разность длины трассы на участке кривой по касательным и по кривой.

Элементы круговой и переходной кривой выбирают из таблиц для разбивки кривых на железных дорогах 10 или рассчитывают по формулам

Т= R· tg(У/2), K = ·R·У°/180°, Б = R(sec(У/2) -1), Д = 2Т - К,

m = 0,5(1 - l2/120·R2), р = l2/24R(1 - l2/112R2), Тр = р ·tg(У/2),

Бр = р ·sec (У/2), Др = 2Тр - 2(0,5l - m).

Угол поворота У в приведенных формулах выражают в долях градуса а элементы кривых вычисляют с точностью до 0,01м.

Вычислив элементы железнодорожной кривой, находят пикетажные положения ее главных точек НК, КК, СК

ПКНК= ПКВУ  Тс , ПККК = ПКНК + Кс , ПКСК = ПКНК + Кс/2 .

Контроль вычислений производят по формулам

ПККК = ПКВУ + Тс  Дс , ПКСК = ПКВУ  Дс/2 .

Указанные вычисления выполняют в ведомости расчета кривой.