3.4. Расчет железнодорожной кривой
Участок трассы железной дороги длиной 1 км состоит из двух прямых участков и железнодорожной кривой.
Железнодорожная кривая включает в себя круговую кривую и две переходные концевые кривые (рис. 3.1). Переходные кривые обеспечивают плавный переход от прямого участка трассы на круговую кривую и обратно. Это достигается тем, что в пределах переходной кривой происходит постепенное изменение радиуса кривизны от = ∞ (на стыке с прямой) до = R (в точке КПК).
Рис. 3.1. Схема кривой
Расчет элементов кривой выполняют по углу поворота трассы У, радиусу круговой кривой R, длине переходной кривой l и пикетажному положению вершины угла поворота ПКВУ, которые выписывают из табл. 3.1. Угол поворота У измеряют теодолитом, радиусом кривой R и длиной переходной кривой l задаются согласно техническим условиям проектирования трассы, пикет вершины угла поворота ПКВУ выписывают из пикетажной книжки.
Для железнодорожной кривой требуется рассчитать ее элементы и пикетажные значения главных точек. Элементами железнодорожной кривой (см. рис. 3.1) являются: Тс тангенс суммированный, равный расстоянию от начала кривой (НК) или от ее конца (КК) до вершины угла поворота (ВУ), Кс длина железнодорожной кривой, Дс домер суммированный, Бс биссектриса суммированная, равная расстоянию от вершины угла поворота (ВУ) до середины кривой (СК).
Суммированные элементы железнодорожной кривой вычисляют по формулам
Тс = Т + Тр + m; Кс = К + l; Дс = Д + Д р; Бс = Б + Бр ,
где Т, К, Д, Б соответствующие элементы круговой кривой,
Тр, m , Д р , Бр элементы переходной кривой.
Элемент m сдвижка начала кривой по оси абсцисс (по направлению Тс) за счет устройства переходной кривой. Элементы Тр, Д р , Бр являются приращениями соответственно тангенса, домера и биссектрисы круговой кривой, вызываемые сдвижкой р по оси ординат (перпендикулярно направлению Тс).
Домер суммированный Дс разность длины трассы на участке кривой по касательным и по кривой.
Элементы круговой и переходной кривой выбирают из таблиц для разбивки кривых на железных дорогах 10 или рассчитывают по формулам
Т= R· tg(У/2), K = ·R·У°/180°, Б = R(sec(У/2) -1), Д = 2Т - К,
m = 0,5(1 - l2/120·R2), р = l2/24R(1 - l2/112R2), Тр = р ·tg(У/2),
Бр = р ·sec (У/2), Др = 2Тр - 2(0,5l - m).
Угол поворота У в приведенных формулах выражают в долях градуса а элементы кривых вычисляют с точностью до 0,01м.
Вычислив элементы железнодорожной кривой, находят пикетажные положения ее главных точек НК, КК, СК
ПКНК= ПКВУ Тс , ПККК = ПКНК + Кс , ПКСК = ПКНК + Кс/2 .
Контроль вычислений производят по формулам
ПККК = ПКВУ + Тс Дс , ПКСК = ПКВУ Дс/2 .
Указанные вычисления выполняют в ведомости расчета кривой.
- Кафедра «Инженерная геодезия» инженерная геодезия
- Санкт-петербург
- 1. Программа по дисциплине «Инженерная геодезия»
- 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 1.2. Содержание дисциплины
- 1.3. Лабораторные работы
- 1.4. Контрольные (расчетно-графические) работы
- 1.5. Экзаменационные вопросы
- 1.6. Экзаменационные задачи
- 2. Контрольная работа № 1 обработка результатов тахеометрической съемки и построение плана участка местности
- 2.1. Задание
- 2.2. Исходные данные
- Ведомость измерения длин линий теодолитного хода
- Журнал тахеометрической съемки
- Ведомость вычислений координат точек теодолитно-высотного хода
- 2.3.1. Уравнивание измеренных горизонтальных углов
- 2.3.2. Вычисление дирекционных углов сторон теодолитного хода
- 2.3.3. Вычисление горизонтальных проложений сторон теодолитного хода
- 2.3.4. Вычисление приращений координат
- 2.3.5. Уравнивание приращений координат
- 2.3.6. Вычисление координат
- 2.3.7. Вычисление высот точек хода и съемочных пикетов
- 2.4. Построение плана участка местности
- 2.4.1. Разбивка координатной сетки и нанесение точек хода
- 2.4.2. Нанесение на план съемочных пикетов и ситуации. Рисовка рельефа
- 2.4.3. Оформление плана участка местности
- Контрольная работа № 2 обработка материалов нивелирования трассы с построением продольного профиля и расчетом кривой
- 3.1. Задание
- 3.2. Исходные данные
- Журнал технического нивелирования
- 3.3. Обработка журнала технического нивелирования трассы
- 3.4. Расчет железнодорожной кривой
- Ведомость расчета кривой
- 2. Вычисление пикетажного положения главных точек кривой
- 3.5. Построение продольного профиля железнодорожной трассы
- 3.6. Вычисление и контроль элементов участка трассы и профиля
- 3.7. Построение схемы железнодорожной кривой
- Список литературы
- Содержание