logo
ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ ТРАССЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НИВЕЛИ

2. Составление продольного профиля трассы

Исходными данными для составления продольного профиля трассы являются пикетажный журнал, обработанный журнал ниве­лирования трассы, ведомость прямых и кривых. Продольный про­филь составляется на миллиметровой бумаге в карандаше. Гори­зонтальный масштаб продольного профиля - 1:2000, вертикальный -1:200.

Построение начинают с вычерчивания сетки профиля. Форма, размеры и названия граф сетки показаны на рисунке 1. Общая ком­поновка графической части задания приведена на рисунке 7.

Нижнюю линию сетки профиля необходимо проводить, от­ступив 3-4 см от края листа миллиметровой бумаги. Остальные го­ризонтальные линии сетки проводятся через расстояния, указанные в левой части рисунка 1. Для профиля трассы длиной 1 км в мас­штабе 1:2000 длина линии составит 570 мм. Из них 65 мм отводит­ся для надписей названий граф сетки, 5 мм - на разрыв с сеткой профиля и 500 мм — на сам профиль. Необходимо проследить, что­бы первая вертикальная линия профиля была проведена на сантиметровом делении миллиметровой бумаги. Заполнение граф сетки выполняется в следующей последовательности:

1. Заполняется графа «расстояния». Для этого в масштабе 1:2000 откладываются отрезки, соответствующие расстояниям ме­жду пикетами. В нашем случае, так как расстояния между пикетами — 100 м, то откладываются отрезки по 5 см. Они отмечаются вертикальными линиями, названия пикетов подписываются в строке «пикеты» ниже строки «расстояния». Между пикетами в горизон­тальном масштабе откладываются отрезки, равные расстояниям между плюсовыми точками, которые берутся из журнала нивели­рования трассы. Как и пикеты, они отмечаются вертикальными ли­ниями. Такими точками являются: ПК-3+10, ПК-3+25, ПК-3+50, ПК-3+66, ПК-4+60. Расстояния между плюсовыми точками и смежными пикетами подписываются в метрах между вертикальны­ми линиями (см. рис. 2). Сумма подписанных между двумя сосед­ними пикетами расстояний должна быть равна 100 м.

  1. Такими же вертикальными линиями пикеты и плюсовые точки повторяются в графе «отражение пикетов», но без подписей пикетов и расстояний между плюсовыми точками.

  2. В графу «отметки земли» записываются округленные до сантиметров отметки (высоты) пикетов и плюсовых точек, которые берутся из журнала нивелирования трассы.

  3. По данным пикетажного журнала в графу «план трассы» в масштабе 1:2000, наносят результаты съемки в полосе 50 м по обе стороны от трассы. Значения размеров контуров и плюсовых обо­значений не наносятся.

Горизонтальная линия, проходящая посредине графы, соответствует спрямленной трассе. На трассе стрелками вправо и влево показываются вершины углов поворота. Вершины углов поворота располагают по пикетажному значению середины соответствую­щих кривых. Стрелки указывают изменение направления трассы (поворот вправо или влево). Подписываются названия вершин уг­лов поворота.

5. Пользуясь ведомостью прямых и кривых, заполняется графа «прямые и кривые». Точки начала и конца кривой располагают­ся в соответствии с их пикетажными значениями. Кривая обозначается дугой вверх, если трасса поворачивает направо, дугой вниз, если - налево. Высота дуги - 5 мм. Для каждой кривой выписываются ее элементы, угол поворота, радиус, тангенс, длина кривой, домер и биссектриса.

Из точек начала и конца кривых восстанавливают перпенди­куляры до графы «расстояния». Слева на полученных линиях записывают их плюсовое значение (расстояние от предыдущего пикета). Например, если пикетажное значение начала кривой: ПК-0+94.52, то слева на перпендикуляре пишется 94.52 (см. рис. 1 -графа «прямые и кривые»). Значения румбов и длин прямых вставок берутся из ведомости прямых и кривых и записываются соответственно над линией трассы и под линией.

6. В строке «километры» вниз вычерчиваются отрезки, пер­пендикулярные к линии трассы, которые показывают положение километров на трассе (в нашем случае на ПК-0 и ПК-10). На концах отрезков вычерчиваются кружки диаметром 5 мм, правая половина которых закрашивается. Значения километров подписываются цифрами высотой — 4 мм.

7. Графа «грунты» заполняется по данным геологических исследований. В нашем случае это следующие данные:

- ПК-0 - ПК-2 + 40 - суглинок;

- ПК-2 + 40 - ПК-4 + 60 - супесь;

- ПК-4 + 60 - ПК-10 - суглинок.

8. Для построения профиля трассы линейного сооружения выбирается основание профиля или линия условного горизонта.

Обычно за линию условного горизонта принимается верхняя горизонтальная линия сетки профиля. Отметку линии условного горизонта при вертикальном масштабе 1:200 удобно выбрать кратной 10 м так, чтобы самая низкая точка продольного профиля располагалась над линией условного горизонта не ближе 5 см.

Для построения профиля, соответствующего положению каждого пикета и плюсовой точки, в этих точках восстанавливают перпендикуляры от линии условного горизонта. На перпендикулярах в масштабе 1:200 откладывают отрезки, равные разности отметок пикетов и плюсовых точек и отметки линии условного горизонта.

Соединив верхние точки, отложенных отрезков прямыми ли­ниями, получим продольный профиль трассы.

9. Над полученным профилем, согласно привязке к пикетажу трассы, приводится информация о местоположении реперов №1 и №2. Для этого, отступив от линии профиля вверх 1 см, проводят вертикальную линию. Слева вдоль линии пишется пикетажное рас­положение репера, справа - расположение относительно трассы, вправо или влево от трассы и на каком расстоянии. Информация о расположении реперов берется из пикетажной книжки. На горизон­тальной линии записывается номер репера и его отметка (см. рис. 1 и рис. 7).

Для рассматриваемого в методических указаниях варианта информация о реперах будет выглядеть следующим образом:

Рис. 2. Фрагмент продольного профиля трассы