2.1 Зона железнодорожных операций
Нефтебазы являются комплексом сооружений и установок для приема, хранения и отгрузки нефтепродуктов и нефтей. По значимости, проводимые на нефтебазе операции, делятся на основные и вспомогательные.
К основным операциям относятся:
прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках);
хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах;
отгрузка больших партий нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, водным и трубопроводным транспортом;
реализация малых количеств нефтепродуктов через автозаправочные станции, разливочные и тарные склады;
затаривание нефтепродуктов в мелкую тару;
регенерация масел;
компаундирование (от англ. Compound - составной, смешанный, смешение), нефтепродуктов.
К вспомогательным операциям относятся:
очистка и обезвоживание нефтепродуктов;
изготовление и ремонт нефтяной тары;
производство некоторых видов консистентных смазок и охлаждающих жидкостей;
ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;
эксплуатация энергетических установок и транспортных средств
Обычно нефтебазы классифицируются по:
назначению: оперативные, хранения и гражданского запаса;
основному виду транспорта: трубопроводные, железнодорожные, водные, глубинные;
виду проводимых операций: перевалочные, распределительные и перевалочно-распределительные;
объему резервуарного парка:
нефтебазы первой группы подразделяются на три категории:
нефтебазы с общим объемом резервуаров более 100 тыс.м3 (РВС-100), общим объемом резервуаров от 20 до 100 тыс.м3(РВС-20 -- РВС-100), общим объемом резервуаров до 20 тыс.м3 включительно (РВС-20); на складах второй группы допускается хранение в наземных хранилищах 2000 м3 легко воспламеняющихся продуктов и 10000 м3 горючих продуктов, в подземных - 4000 м3 и 20000 м3 соответственно. виду хранимого продукта: для темных и светлых нефтепродуктов.
Основные сооружения нефтебаз
На территории нефтебазы сооружения и объекты должны быть расположены рационально. Этот вопрос принципиален, так как от этого зависит благоприятность условий, обеспечивающих бесперебойность проведения всех операций, соблюдение санитарно - гигиенических и противопожарных требований. В конечном счете, рациональность расположения определяет экономическую эффективность работы всего комплекса сооружений в целом. Наиболее целесообразным представляется объединение объектов нефтебазы по их технологической или функциональной принадлежности и расположение на территории по зонам.
Обычно выделяют шесть - семь таких зон:
зона железнодорожного приема и отпуска. Включает железнодорожные сливо-наливные устройства, насосные и компрессорные станции, хранилища жидкостей в таре, погрузочно-разгрузочные площадки, лаборатории, технологические трубопроводы различного назначения, операторные помещения и другие объекты, связанные с проводимыми операциями; зона водного приема и отпуска. Определяется морскими или речными пирсами и причалами, насосными станциями, технологическими трубопроводами, операторными, манифольдами и другими сооружениями, обеспечивающими сливо-наливные операции в транспортные емкости;
зона резервуарного хранения. Включает резервуары, технологические трубопроводы, газосборники, газовые обвязки, насосные, операторные, манифольды и др.;
зона розничного отпуска. Представляет собой автоэстакады, устройства для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные, хранилища для нефтепродуктов в таре, цеха затаривания нефтепродуктов, цеха регенерации отработанных масел, маслоосветительные установки, насосные, оперативные площадки чистой и грязной тары, автовесы, погрузочные площадки, лаборатории и т.д.;
зона очистных сооружений. Содержит буферные резервуары, песколовки, нефтеловушки, флотары, фильтры, биофильтры, хлораторные, азонаторные, пруды-отстойники, пруды-испарители, шлаконакопители (иловые площадки);
зона подсобных зданий и сооружений. В нее входят ремонтно-механические мастерские, пропарочные установки, котельные, малярные цеха, электростанции и трансформаторные подстанции, распределительные пункты, водопроводы, склады для тары и материалов, цеха по ремонту оборудования;
зона административно-хозяйственная. Включает объекты противопожарной службы, административные здания, столовые, проходные, гаражи, объекты охраны и т.д.
Стоит отметить, что разделение нефтебазы на зоны достаточно условно. К примеру, на нефтебазах, где хранятся только светлые нефтепродукты, не производится никаких подогревательных операций. Далеко не на всех нефтебазах, в случае необходимости значительного количества пара и сжатого воздуха, возможно проведение обезвоживания нефтепродуктов и очистка масел. Также ремонт и изготовление бочковой тары выгоднее выполнять централизованно на крупных нефтебазах, имеющих необходимое оборудование. На многих нефтебазах не сооружают тепловых котельных. Таким образом, в разных случаях возможно отсутствие одной или нескольких зон, при этом, некоторые зоны иногда совмещаются, могут выделяться дополнительно новые зоны, обоснованные либо экономическими показателями, либо технологией проводимых операций.
- Введение
- І. Функции и задачи предприятия
- 2.1 Зона железнодорожных операций
- 2.2 Железнодорожные тупики
- 2.3 Прием и отпуск нефтепродуктов
- 2.3.1 Общие положения
- 2.3.2 Железнодорожные сливно-наливные эстакады
- 2.3.3 Прием и отпуск нефтепродуктов в железнодорожные цистерны
- 2.3.4 Отпуск нефтепродуктов в автоцистерны и тару
- 2.4 Хранение нефтепродуктов в таре
- 2.5 Насосные станции
- 2.6 Лаборатории для проведения анализов нефтепродуктов
- 3.2 Техника безопасности при сливе и наливе нефтепродуктов
- Литература