logo
Геология_1 / УП горные породы

Контрольные вопросы

  1. Образцы МГП учебной коллекции разделите на группы по месту образования.

  2. Образцы ОГП разделите на группы по способу образования.

  3. Образцы МетГП разделите в зависимости от проявления анизотропии.

  4. Образцы магматических пород из учебной коллекции разделите на группы по химическому составу.

  5. Разделите магматические горные породы учебной коллекции по структуре на зернистые (крупно-, средне- и мелкозернистые), порфировидные (крупно-, средне- и мелкопорфировые), скрытокристаллические и стекловатые. Объясните связь структур пород с их генезисом.

  6. Разделите магматические горные породы учебной коллекции по текстуре на массивные, пористые, пятнистые и полосчатые, флюидальные. Объясните связь текстур пород с их генезисом.

  7. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах глины, опоки, мергеля, трепела, алевролита, кварцита.

  8. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах опоки, трепела, мергеля, брекчии, конгломерата.

  9. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах габбро, диорита, диабаза, базальтового порфирита, аргиллита.

  10. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах трахита, кварцита, известняка, мрамора, опоки.

  11. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах туфа вулканического, глины, горючего сланца, конгломерата, липаритового порфира.

  12. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах гравия, галечника, щебня, дресвы, песка и песчаника.

  13. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах гранита, диорита, сиенита, гнейса, габбро.

  14. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах обсидиана, базальта, пироксенита, филлита, базальтового порфирита и аргиллита.

  15. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах алевролита, известняка, липарита, трахита, песчаника.

  16. Продемонстрируйте различия в физических и химических свойствах опоки, трепела, мела, диатомита, глины, ракушечника.

  17. Выберите из учебной коллекции горные породы, являющиеся ненадёжными основаниями сооружений, объясните выбор.

  18. Продемонстрируйте химические реакции горных пород.

  19. Выберите из учебной коллекции горные породы, которые используются в виде естественного строительного камня.

20.Выберите из учебной коллекции горные породы, служащие сырьём для получения искусственных строительных материалов.

Практическая работа

Описание важнейших свойств

горных пород

задание Для наилучшего усвоения свойств горных пород, и в целях сохранения информации о них, что облегчит изучение таких дисциплин как «Строительные материалы», «Грунтоведение», «Механика грунтов» и др., предлагается настоящая практическая работа.

Она заключается в заполнении студентом таблицы (см. табл. 7), содержащей наиболее важные свойства горных пород. Таблица вычерчивается в рабочей тетради, заполняется с помощью данного учебного пособия или другой геологической литературы от руки и сдаётся преподавателю в порядке, установленном кафедрой. Данная работа является одним из обязательных условий получения допуска к зачёту (экзамену).

Описание горных пород

Варианты 1, 3, 5...

(все нечётные)

Варианты 2, 4, 6...

(все чётные)

1. ГРАНИТ

2. ЛИПАРИТ

3. ДИОРИТ

4. ТРАХИТ

5. ГАББРО

6. БАЗАЛЬТ

7. ПЕРИДОТИТ

8. ЩЕБЕНЬ

9. ГАЛЕЧНИК

10. ПЕСОК

11. СУПЕСЬ

12. ЛЁСС

13. БРЕКЧИЯ

14. АЛЕВРОЛИТ

15. МОНТМОРИЛЛОНИТОВАЯ

ГЛИНА

16. ИЗВЕСТНЯК

17. РАКУШЕЧНИК

18. МЕЛ

19. ТРЕПЕЛ

20. МЕРГЕЛЬ

21. ГНЕЙС

22. МРАМОР

23. КВАРЦИТ

1. ГРАНИТ

2. АНДЕЗИТ

3. СИЕНИТ

4. ОБСИДИАН

5. ГАББРО

6. БАЗАЛЬТОВЫЙ ПОРФИРИТ

7. ДУНИТ

8. ДРЕСВА

9. ГРАВИЙ

10. ПЕСЧАНИК

11. СУГЛИНОК

12. ЛЁСС

13. КОНГЛОМЕРАТ

14. АРГИЛЛИТ

15. КАОЛИНИТОВАЯ ГЛИНА

16. ИЗВЕСТНЯК

17. ТУФ ВУЛКАНИЧЕСКИЙ

18. ДИАТОМИТ

19. ОПОКА

20. МЕРГЕЛЬ

21. СЛАНЕЦ (на выбор)

22. МРАМОР

23. КВАРЦИТ

Пример оформления практической работы

Таблица 7

Название, синонимы

Торф - от нем. Torf

Генезис

Класс

ОГП (осадочная горная порода)

Способ образования

органогенный

Место образования

неглубокие континентальные водоёмы

Состав

Химический

гумусовые кислоты;

остатки разнообразных болотных и озёрных растений;

каолинит, кварц, полевые шпаты

Минеральный

Структура

волокнистая, переходит в аморфную

Текстура

пористая, слоистая

Окраска

бурая, с глубиной становится чёрно-бурой

Плотность, кг/м3

0,07-0,2 г/см3, очень редко 0,5 г/см3

Водные

свойствава

Водопроницаемость, м3/сут

Влагоёмкость

сотни и тысячи процентов

Химические свойства,

реакция с НС1 (10%)

нет

Прочностные

свойства

Прочность, МПа

чрезвычайно малая

Трещиноватость

не характерна

Устойчивость

в природе

разлагается в водной среде без доступа кислорода

Особые свойства

малая плотность и высокая влажность

Формы залегания

пласты и линзы мощностью до 6-7 м

Месторождения

Западная Сибирь, Подмосковье, Беларусь, Балтия

Применение

В строительстве

Основания

сооружений

ненадёжное, необходимо снимать до минерального дна

Строитель-ные

материалы

естественные

нет

искус-ственые

теплоизоляционные материалы

Другое применение

получение парафина, воска, генераторного газа, органических кислот, технических масел и спиртов, клея, пластмасс и т. д., удобрение, подкормка и подстилка для скота, топливо

Лабораторная работа №2

Изучение

основных типов горных пород

по образцам

Целью данной лабораторной работы является применение студентами полученных знаний и навыков для определения горной породы по целому ряду свойств.

Порядок работы: Образцы горных пород, предложенных для определения, разделить на группы по их строению (зернистое, порфировое, обломочное, оолитовое, плотное, землистое, пористое, зернисто-сланцеватое, сланцеватое, из растительных остатков, из раковин морских животных, из несцементированных обломков). Затем охарактеризовать образцы по степени их однородности. Выяснить, царапает ли образец стекло.

Воспользовавшись ключом, найти номер страницы в данном учебном пособии, на которой приведено описание соответствующей горной породы. Ознакомиться с описанием свойств горной породы.

Ключ к определению горных пород