Синтетические каучуки
Термин «каучук» происходит от слова «каучу», которым жители Бразилии обозначали продукт, получаемый из млечного сока (латекса) гевеи, растущей на берегах р. Амазонки. Натуральный каучук выделяли из латекса коагуляцией с помощью муравьиной, щавелевой или уксусной кислоты. Образующийся рыхлый сгусток промывали водой и прокатывали на вальцах для получения листов. Затем их сушили и коптили в камерах, наполненных дымом, с целью придания натуральному каучуку устойчивости против окисления и микроорганизмов.
В Европе каучук известен с 1738 г., когда французский исследователь Ш. Кондамин представил в парижской Академии Наук образцы натурального каучука и изделия из него. В 1811 г. в Вене открылась первая резиновая фабрика. В 1823 г. шотландский химик Ч. Макинтош придумал способ изготовления непромокаемой ткани. Правда, пальто - макинтош того времени имели существенный недостаток: зимой твердели, а летом издавали такой дурной запах, что их приходилось прятать в прохладные погреба. Но все равно они пользовались спросом, как и каучуковые галоши.
Однако в 1835 г. разразился кризис. Лето этого года оказалось особенно знойным и вся каучуковая продукция, от высокой температуры превратилась в дурнопахнущий кисель... Каучук спас американский изобретатель Чарлз Гудьир. В 1838 г. он изобрел вулканизацию - обработку каучука теплом с добавлением небольшого количества серы. После такой обработки каучук становился совершенно не липким и прочным. Позднее в каучук стали добавлять сажу, краску, окись цинка, различные «мягчители» и «антистарители». Такой «обработанный» каучук называется резиной.
В конце XIX века использование резины в промышленности было сравнительно невелико. Однако в дальнейшем оно резко возросло. В первую очередь это было связано с развитием автомобильного транспорта, а затем и авиации. Наступил момент, когда объемы производства натурального каучука уже не могли удовлетворить спрос на него.
В 1914 г. в Европе началась первая мировая война. В отрезанной от импорта каучука Германии химики немедленно взялись за разработку его промышленного синтеза. Им удалось получить синтетический каучук термической полимеризацией диметилбутадиена. Полученный продукт получил название «метил-каучук». Однако он стоил в 20 раз дороже натурального, а шины из него выходили из строя при минус 5°С, а также после пробега 2000 км (шины из натурального каучука успешно «Пробегали» десятки тысяч километров).
Синтез каучука в крупных промышленных масштабах впервые в мире, был осуществлен в 1932 г. в CCCР по способу, разработанному С В Лебедевым и основанному на полимеризации бутадиена. Начиная с 1937 г. производство синтетического каучука начало развиваться в Германии, а с 1940 г. - в США. Это было обусловлено, с одной стороны, стремительным развитием автомобильной промышленности в указанных странах, а с другой - меньшей стоимостью синтетического каучука по сравнению с натуральным.
В качестве исходных материалов для производства синтетического каучука в настоящее время используются, в основном, бутадиен, стирол, изопрен и другие мономеры, получаемые из углеводородных газов природного и промышленного происхождения.
Производятся различные виды синтетического каучука, подразделяемые на две группы: каучуки общего назначения (~80 % от общемирового производства) и специальные. Первые применяет там, где необходима только характерная для каучуков эластичность при обычных температурах. Специальные каучуки используются в производстве изделий, которые должны обладать стойкостью к действию растворителей, масел, тепло- и морозостойкостью.
Пластмассы
Пластическими массами называют конструкционные материалы, полученные на основе полимера и обладающие способностью формироваться и в обычных условиях сохранять приданную им форму в виде готовых изделий. Кроме полимеров и состав пластмасс входят наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, красители и другие добавки.
Наполнители вводят для улучшения физико-механических свойств пластмасс, уменьшения усадки и снижения их стоимости. В качестве наполнителей используют древесную муку, бумагу, хлопчатобумажную ткань, слюду, тальк, каолин, стекловолокно.
Пластификаторы придают пластмассам гибкость и эластичность, уменьшают жесткость и хрупкость. В качестве пластификаторов используют дибутилфталат, стеарин, камфору, глицерин и др.
Стабилизаторы (противостарители, антиокислители, термо-стабилизаторы и др.) способствуют длительному сохранению пластмассами своих свойств в условиях эксплуатации.
Красители вводят в пластмассу с целью придания ей нужного цвета.
В зависимости от поведения при нагревании пластмассы делятся на термопластичные и термореактивные. Термопластичные пластмассы (термопласты) при нагреваний размягчаются и становятся пластичными, а при охлаждении снова затвердевают. Размягчение и отверждение можно производить многократно. К термопластам относятся полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол, фторопласты и др. Термореактивные пластмассы (реактопласты) в начале термообработки размягчаются, становятся пластичными и принимают заданную форму. Однако при дальнейшем нагревании они теряют пластичность и переходят в неплавкое и нерастворимое состояние. К реактопластам относятся фенопласты, аминопласты и др.
Пластические массы известны человечеству с древних времен. Изготовляли их на основе природных смол - канифоли, битумов и др. Старейшим пластическим материалом, приготовленным из искусственного полимера - нитрата целлюлозы, является целлулоид, производство которого было начато в США в 1872 г. В 1906... 1910 гг. в России и Германии были изготовлены первые реактопласты на основе феноло-формальдегидной смолы. В 30-х гг. в СССР, Германии и других, промышленно развитых странах было организовано производство термопластов - поливинилхлорида, полистирола и др. Однако бурное развитие промышленности пластмасс, началось только после 2-й мировой войны. В 50-x гг. во многих странах был начат выпуск «пластика номер один» - полиэтилена.
Сегодня представить нашу жизнь без пластмасс невозможно. В строительстве их используют при отделочных работах, в виде стеновых панелей, оконных переплетов, дверей и т.п. В машиностроении из пластмасс изготовляют зубчатые и червячные колеса, шкивы, подшипники, ролики, трубы и т.д. В авиастроении с использованием реактопластов изготовляют реактивные двигатели, крылья, фюзеляжи самолетов, несущие винты вертолетов, топливные баки и др. В автомобилестроении из пластмасс изготовляют детали двигателя, трансмиссий, шасси, кузова, элементы отделки салона. В медицине используют пластмассовый инструмент, сердечные клапаны, протезы конечностей, хрусталики глаза и др. Этот перечень можно было бы продолжить.
- Содержание
- Тема 1. Роль техники в развитии нефтегазовых
- Тема 2. Происхождение и физико-химические
- Тема 3. Техника и технология поисков и разведки
- Тема 4. Буровое и промысловое оборудование.
- Тема 5. Сбор и подготовка нефти, газа к транспорту.
- Тема 6. Основные технологические процессы переработки
- Тема 7 рациональное использование нефтегазового
- Тема 1. Роль техники в развитии нефтегазовых отраслей промышленности и главные направления развития техники и технологии нефтегазовых отраслей
- Тема 2. Происхождение и физико-химические
- Тема 3. Техника и технология ПоискОв и разведкИ нефтЕгазОвых месторождений. Назначение и конструкции нефтяных скважин на суше
- 3.1.1 Этапы поисково-разведочных работ.
- 3.1 Построение структурной карты
- 3.1.2 Геофизические в геохимические методы разведки
- 3.2 Сейсмическая разведка
- 3.3 Полевая электроразведка
- 3.1.3 Способы и технология бурения нефтяных и газовых скважин
- 3.2.1 Цели и задачи бурения
- 3.2.2 Классификация скважин
- 3.2.3 Технология строительства скважин
- 3.2.4 Конструкция скважин
- Тема 4. Буровое и промысловое оборудование. Разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений на суше. Техника и технология извлечения нефти и газа.
- 4.1.1 Буровые установки, оборудование и инструмент
- 4.1.2 Долота для сплошного бурения
- 4.1.3 Бурильная колонна
- Электробуры
- Турбобуры
- 4.2 Разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений на суше
- 4.2.1 Системы разработки отдельных залежей нефти
- 4.2.2 Методы вызова притока нефти или газа
- 4.2.3 Контроль и регулирование процесса разработки
- 4.2.4 Эксплуатация нефтяных и газовых скважин
- Оборудование забоя скважин
- Оборудование ствола скважин
- Оборудование устья скважин
- 5.1.1 Сбор и транспорт нефти и газа на промысле
- 5.1.2 Замерные установки систем нефтегазосбора
- 5.1.3 Установки для подготовки нефти, воды и газа
- 5.1.4 Оборудование для сбора и подготовки нефти, газа и воды
- 5.2.1 Трубопроводный транспорт
- 5.2.2 Классификация нефтепроводов
- 5.2.3 Основные объекты и сооружения магистрального нефтепровода
- 5.2.4 Классификация магистральных газопроводов
- 5.2.5 Основные объекты и сооружения магистрального газопровода
- 5.3 Нефте и газохранилища
- 5.3.1 Подземное хранение нефтепродуктов
- Хранилища в отложениях каменной соли
- Хранилища, сооружаемые методом глубинных взрывов
- Методом глубинных взрывов:
- Шахтные хранилища
- И горизонтальной (в) вскрывающими выработками:
- 5.3.2 Хранение газа в газгольдерах
- 5.3.3 Подземные газохранилища
- 6 Основные технологические процессы переработки
- 6.1.1 Классификация основных процессов технологии нефтегазопереработки
- 6.1.2 Назначение расчета процессов и агрегатов и его содержание
- 6.2. Производство топлив и смазочных материалов
- 6.2.1 Продукты переработки нефти
- Топлива
- Нефтяные масла
- 6.2.2 Переработка газов
- 6.3. Оборудование нефтегазопереработки
- 6.3.1 Машины крупного дробления
- 6.3.2 Машины среднего и мелкого дробления
- 6.3.3 Машины тонкого измельчения
- 6.3.4 Трубчатые печи
- 6.4. Производство полимерных материалов и химических
- 6.4.1 Производство полимеров
- 6.4.2 Основные продукты нефтехимии
- Синтетические каучуки
- Синтетические волокна
- 7.1 Рациональное использование нефтегазового сырья
- 7.2 Перспективные ресурсо и энергосберегающие
- 7.3 Экологическая характеристика современных