Топлива
К числу получаемых из нефти топлив относятся автомобильные авиационные бензины, а также реактивные, дизельные, газотурбинные и котельные топлива. Рассмотрим основные из них.
Автомобильные бензины применяются в карбюраторных двигателях. Все автомобильные бензины делятся на следующие виды;
- летние, предназначенные для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с апреля по I октября; в южных районах - в течение всех сезонов;
- зимние, предназначенные для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районов с 1 октября по 1 апреля - в остальных районах.
Одной из важнейших эксплуатационных характеристик бензинов является их детонационная стойкость. Чем она больше, тем выше может быть степень сжатия двигателя, и соответственно будут больше его удельная мощность и ниже расход топлива.
Детонационная стойкость бензинов выражается в октановых числах, определяемых на специальных установках моторным (ГОСТ511-82) или исследовательским (ГОСТ 8226-82) методами. Октановое число равно количеству изооктана в смеси с н-гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуемому бензину.
Для повышения детонационной стойкости бензинов и соответственного повышения октанового числа в них вводят тетраэтилсвинец в количестве до 33 г на 1 кг бензина. Тетраэтилсвинец является ядовитым веществом. Поэтому при работе с этилированными бензинами необходимо соблюдать меры предосторожности. В настоящее время от него постепенно отказываются.
Промышленностью выпускаются автомобильные бензины марок А-72, А-76, А-80, А-92, АИ-91, АИ-93, АИ-95 (А - автомобильный; цифры -октановое число; буква И указывает, что октановое число определено по исследовательскому методу)
Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых авиационных двигателях. Их марки - Б-91/115, Э-95/Щ Б-92 и Б-70 (Б - бензин; цифра в числителе - октановое число; цифра в знаменателе - сортность на богатой смеси).
В настоящее время производство и потребление авиационных бензинов резко снизилось в связи с переходом авиации от поршневых двигателей к реактивным. Доля авиационных бензинов составляет около 2 % от общего производства бензинов.
Дизельные топлива используются в двигателях с воспламенением от сжатия и в некоторых типах газотурбинных двигателей.
Для различных условий применения отечественная промышленность вырабатывает топливо трех марок (ГОСТ 305-82):
Л (летнее) - для использования при положительной температуре окружающего воздуха;
3 (зимнее) - для эксплуатации ори температуре окружающего воздуха до – 20°С (температура застывания топлива не выше -35°С) и до -30°С (температура застывания топлива не выше -45°С).
А (арктическое) - для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до -50°С.
Основными характеристиками дизельных топлив являются температура вспышки, температура застывания и содержание серы.
Температура, при которой пары топлива в смеси с воздухом вспыхивают при поднесении огня, называется температурой вспышки. Она характеризует испаряемость и огнеопасность дизельного топлива. Для топлива марки Л температура вспышки должна быть не ниже 40°С, а для марки З - не ниже 35°С.
По содержанию серы различают дизельные топлива, в которых ее не более 0,2% по массе и в которых ее больше 0,2,но не более 0,5% по массе.
Сведения, о температуре вспышки или застывания, а также о содержании серы содержатся в условном обозначении дизельных топлив. Так, запись Л-0,2-40 означает, что это дизельное топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % и температуры вспышки 40°С. А запись 3-0,2-35 означает, что это дизельное топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания-35°С.
Реактивные топлива используются в газотурбинных двигателях самолетов и вертолетов, Чтобы получать от бортового запаса топлива, ограниченного емкостью баков и начальным полетным весом самолета, возможно больше энергии, необходимо, чтобы это топливо имело высокую теплоту сгорания. Из массовых и дешевых видов нефтяных топлив этим требованиям лучше всего удовлетворяют керосины.
На заре развития реактивной авиации ее потребность в топливе полностью удовлетворялась топливом Т-1; получаемым из малосернистых нефтей. Однако уже в 50-е годы возникла необходимость расширения производства реактивных топлив, что было сделано за счет переработки восточных сернистых нефтей. В результате было разработано топливо TC-1, ставшее наиболее массовым типом реактивных топлив.
Кроме того, производятся реактивные топлива марок Т-2, Т-6,Т 8.
В качестве тракторного топлива используются керосины и лигроины. Для газовых турбин, используемых в промышленности, энергетике, водном и назем транспорте, топливом; служат мазуты и газойли. В качестве котельных топлив применяются флотский мазут марок Ф5 и Ф12 (цифра - условная вязкость при 40°С), а также топочный мазут марок М40, М100, М200.
- Содержание
- Тема 1. Роль техники в развитии нефтегазовых
- Тема 2. Происхождение и физико-химические
- Тема 3. Техника и технология поисков и разведки
- Тема 4. Буровое и промысловое оборудование.
- Тема 5. Сбор и подготовка нефти, газа к транспорту.
- Тема 6. Основные технологические процессы переработки
- Тема 7 рациональное использование нефтегазового
- Тема 1. Роль техники в развитии нефтегазовых отраслей промышленности и главные направления развития техники и технологии нефтегазовых отраслей
- Тема 2. Происхождение и физико-химические
- Тема 3. Техника и технология ПоискОв и разведкИ нефтЕгазОвых месторождений. Назначение и конструкции нефтяных скважин на суше
- 3.1.1 Этапы поисково-разведочных работ.
- 3.1 Построение структурной карты
- 3.1.2 Геофизические в геохимические методы разведки
- 3.2 Сейсмическая разведка
- 3.3 Полевая электроразведка
- 3.1.3 Способы и технология бурения нефтяных и газовых скважин
- 3.2.1 Цели и задачи бурения
- 3.2.2 Классификация скважин
- 3.2.3 Технология строительства скважин
- 3.2.4 Конструкция скважин
- Тема 4. Буровое и промысловое оборудование. Разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений на суше. Техника и технология извлечения нефти и газа.
- 4.1.1 Буровые установки, оборудование и инструмент
- 4.1.2 Долота для сплошного бурения
- 4.1.3 Бурильная колонна
- Электробуры
- Турбобуры
- 4.2 Разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений на суше
- 4.2.1 Системы разработки отдельных залежей нефти
- 4.2.2 Методы вызова притока нефти или газа
- 4.2.3 Контроль и регулирование процесса разработки
- 4.2.4 Эксплуатация нефтяных и газовых скважин
- Оборудование забоя скважин
- Оборудование ствола скважин
- Оборудование устья скважин
- 5.1.1 Сбор и транспорт нефти и газа на промысле
- 5.1.2 Замерные установки систем нефтегазосбора
- 5.1.3 Установки для подготовки нефти, воды и газа
- 5.1.4 Оборудование для сбора и подготовки нефти, газа и воды
- 5.2.1 Трубопроводный транспорт
- 5.2.2 Классификация нефтепроводов
- 5.2.3 Основные объекты и сооружения магистрального нефтепровода
- 5.2.4 Классификация магистральных газопроводов
- 5.2.5 Основные объекты и сооружения магистрального газопровода
- 5.3 Нефте и газохранилища
- 5.3.1 Подземное хранение нефтепродуктов
- Хранилища в отложениях каменной соли
- Хранилища, сооружаемые методом глубинных взрывов
- Методом глубинных взрывов:
- Шахтные хранилища
- И горизонтальной (в) вскрывающими выработками:
- 5.3.2 Хранение газа в газгольдерах
- 5.3.3 Подземные газохранилища
- 6 Основные технологические процессы переработки
- 6.1.1 Классификация основных процессов технологии нефтегазопереработки
- 6.1.2 Назначение расчета процессов и агрегатов и его содержание
- 6.2. Производство топлив и смазочных материалов
- 6.2.1 Продукты переработки нефти
- Топлива
- Нефтяные масла
- 6.2.2 Переработка газов
- 6.3. Оборудование нефтегазопереработки
- 6.3.1 Машины крупного дробления
- 6.3.2 Машины среднего и мелкого дробления
- 6.3.3 Машины тонкого измельчения
- 6.3.4 Трубчатые печи
- 6.4. Производство полимерных материалов и химических
- 6.4.1 Производство полимеров
- 6.4.2 Основные продукты нефтехимии
- Синтетические каучуки
- Синтетические волокна
- 7.1 Рациональное использование нефтегазового сырья
- 7.2 Перспективные ресурсо и энергосберегающие
- 7.3 Экологическая характеристика современных