logo
Экзамен ПАЭ / экзамен с оглавлением

III этап.

Обобщение накопленных знаний и фактов, их синтез, группировка. Выделение самого ландшафтоведения как науки, формирование его научных школ и направлений, построение моно- и полисистемных моделей ландшафтов. Разработка теорий — середина XIX—XX вв.

Моносистемная модель ПТК. Природные территориальные комплексы состоят из взаимосвязанной территориально устойчивой совокупности природных компонентов, свойства которых обладают взаимной пространственно-временной обусловленностью.

Полисистемная модель ПТК. Природные территориальные комплексы состоят из определенным образом взаимосвязанной и взаимообусловленной территориально устойчивой совокупности природных комплексов более мелких рангов, функционирующих как единое целое. ПТК любой территории образуют сложную иерархическую ландшафтную или физико-географическую систему.

Естественно-научные предпосылки развития и основные результаты. Разработка эволюционного учения, выделение и развитие экологии как науки о всеобщих связях в живой и неживой природе; разработка идей проф. В.В.Докучаева (1846—1903) о почве как продукте длительного совместного развития компонентов живой и неживой природы, «почва — зеркало ландшафта»; научно-практическая школа В.В.Докучаева — это физико-географическое обобщение, синтез и развитие идеи о новой географической науке, которая призвана заниматься изучением взаимосвязей и соотношений между всеми природными компонентами — «учение о ландшафте». Формулирование и развитие В.В.Докучаевым учения о природных, или естественно-исторических зонах природы: «зональность — мировой закон» (1898 — 1900).

Ученики и сотрудники докучаевской научной школы: Л. С. Берг, А.Н.Краснов, Г.Ф.Морозов, Г.Н.Высоцкий, В.И.Вернадский, Б. Б. Полынов и др. Л.С.Берг (1913) создает первое зональное районирование России, где вводится понятие «ландшафтные зоны».

В то же время А.Н.Красновым, Г.Ф.Морозовым, Г.Н.Высоцким, Л. С. Бергом разрабатываются, формулируются и вводятся понятия географического, или ландшафтного, комплекса; Л. С. Берг определил «ландшафт как область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливаются в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли».

Г. Н. Высоцкий разрабатывает и вводит количественный критерий (соотношение тепла и влаги) для выделения природных зон.

Часть ученых (Р. И.Аболин и др.) работают над проблемами дифференциации и иерархической организации ландшафтных комплексов. Разрабатываются различные схемы физико-географического (ландшафтного) районирования территории России с использованием зонального, секторного и провинциального принципов дифференциации территории. Разрабатываются и опробываются практические подходы к полевой ландшафтной съемке (картированию) территорий, а также развиваются представления об элементарном ландшафте и более сложных ПТК. Это важные ландшафтные направления, над которыми работали ученые первой половины XXв. (Б.Б.Полынов, И.П.Крашенинников, И.В.Ларин, Л. Г. Раменский и др.). В 1930 г. выходит книга Л. С. Берга с изложением основ учения о ландшафте.

Типологическая и региональная (индивидуальная) трактовка понятия «ландшафт», разработка представлений о ландшафте, его элементарных (фациях или эпифациях) и более сложных (урочищах) составных «морфологических» частях (ПТК) — важные вехи в развитии ландшафтоведения. Разработка В.Н. Сукачевым в 1940-х годах представлений о биогеоценозах, близких по смысловому содержанию к фациям, а Б. Б. Полыновым (1944—1946) — основ геохимии ландшафтов.

Формирование московской ландшафтной школы в МГУ им. М. В.Ломоносова под руководством проф. Н.А. Солнцева. Введение учения о ландшафте в учебные планы университетов. Зарождение и развитие различных научных физико-географических и ландшафтных школ: в МГУ им. М. В. Ломоносова — физико-географического районирования и морфологии ландшафтов (руководители Н.А.Гвоздецкий, Н.А.Солнцев); геохимии ландшафтов (руководители М.А.Глазовская, А.И.Перельман); в Ленинграде — ландшафтного картирования, типологии и морфологии ландшафтов (руководитель А. Г. Исаченко); в Воронежском университете — ландшафтного картирования, типологии и антропогенного ландшафта (руководитель Н.Ф.Мильков) и др. Разработка представлений о моно- и полисистемных моделях ландшафтов (Д.Л.Арманд и др.).

Социальные предпосылки: становление и развитие капитализма, сопровождающееся территориальным разделением труда и заказами на природное районирование территорий в целях более рационального использования их природных ресурсов; экспедиции Академии наук в черноземные области в целях разработки методов борьбы с засухами и другими неблагоприятными природными явлениями, а также изучения возможностей лесоразведения в степной зоне.

В период после 1917 г. перестройка экономики СССР на плановых началах сопровождалась большими экспедициями по изучению естественных производительных сил в разных экономических районах страны, заказами на физико-географическое и природно-хозяйственное районирование различных территорий, ландшафтное картирование в целях освоения новых сельскохозяйственных земель переселенцами, лесомелиоративное планирование и обустройство сельхозугодий в засушливых районах, ландшафтно-индикационными исследованиями для водообесцечения пастбищ и осваиваемых земель.