III этап.
Обобщение накопленных знаний и фактов, их синтез, группировка. Выделение самого ландшафтоведения как науки, формирование его научных школ и направлений, построение моно- и полисистемных моделей ландшафтов. Разработка теорий — середина XIX—XX вв.
Моносистемная модель ПТК. Природные территориальные комплексы состоят из взаимосвязанной территориально устойчивой совокупности природных компонентов, свойства которых обладают взаимной пространственно-временной обусловленностью.
Полисистемная модель ПТК. Природные территориальные комплексы состоят из определенным образом взаимосвязанной и взаимообусловленной территориально устойчивой совокупности природных комплексов более мелких рангов, функционирующих как единое целое. ПТК любой территории образуют сложную иерархическую ландшафтную или физико-географическую систему.
Естественно-научные предпосылки развития и основные результаты. Разработка эволюционного учения, выделение и развитие экологии как науки о всеобщих связях в живой и неживой природе; разработка идей проф. В.В.Докучаева (1846—1903) о почве как продукте длительного совместного развития компонентов живой и неживой природы, «почва — зеркало ландшафта»; научно-практическая школа В.В.Докучаева — это физико-географическое обобщение, синтез и развитие идеи о новой географической науке, которая призвана заниматься изучением взаимосвязей и соотношений между всеми природными компонентами — «учение о ландшафте». Формулирование и развитие В.В.Докучаевым учения о природных, или естественно-исторических зонах природы: «зональность — мировой закон» (1898 — 1900).
Ученики и сотрудники докучаевской научной школы: Л. С. Берг, А.Н.Краснов, Г.Ф.Морозов, Г.Н.Высоцкий, В.И.Вернадский, Б. Б. Полынов и др. Л.С.Берг (1913) создает первое зональное районирование России, где вводится понятие «ландшафтные зоны».
В то же время А.Н.Красновым, Г.Ф.Морозовым, Г.Н.Высоцким, Л. С. Бергом разрабатываются, формулируются и вводятся понятия географического, или ландшафтного, комплекса; Л. С. Берг определил «ландшафт как область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливаются в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли».
Г. Н. Высоцкий разрабатывает и вводит количественный критерий (соотношение тепла и влаги) для выделения природных зон.
Часть ученых (Р. И.Аболин и др.) работают над проблемами дифференциации и иерархической организации ландшафтных комплексов. Разрабатываются различные схемы физико-географического (ландшафтного) районирования территории России с использованием зонального, секторного и провинциального принципов дифференциации территории. Разрабатываются и опробываются практические подходы к полевой ландшафтной съемке (картированию) территорий, а также развиваются представления об элементарном ландшафте и более сложных ПТК. Это важные ландшафтные направления, над которыми работали ученые первой половины XXв. (Б.Б.Полынов, И.П.Крашенинников, И.В.Ларин, Л. Г. Раменский и др.). В 1930 г. выходит книга Л. С. Берга с изложением основ учения о ландшафте.
Типологическая и региональная (индивидуальная) трактовка понятия «ландшафт», разработка представлений о ландшафте, его элементарных (фациях или эпифациях) и более сложных (урочищах) составных «морфологических» частях (ПТК) — важные вехи в развитии ландшафтоведения. Разработка В.Н. Сукачевым в 1940-х годах представлений о биогеоценозах, близких по смысловому содержанию к фациям, а Б. Б. Полыновым (1944—1946) — основ геохимии ландшафтов.
Формирование московской ландшафтной школы в МГУ им. М. В.Ломоносова под руководством проф. Н.А. Солнцева. Введение учения о ландшафте в учебные планы университетов. Зарождение и развитие различных научных физико-географических и ландшафтных школ: в МГУ им. М. В. Ломоносова — физико-географического районирования и морфологии ландшафтов (руководители Н.А.Гвоздецкий, Н.А.Солнцев); геохимии ландшафтов (руководители М.А.Глазовская, А.И.Перельман); в Ленинграде — ландшафтного картирования, типологии и морфологии ландшафтов (руководитель А. Г. Исаченко); в Воронежском университете — ландшафтного картирования, типологии и антропогенного ландшафта (руководитель Н.Ф.Мильков) и др. Разработка представлений о моно- и полисистемных моделях ландшафтов (Д.Л.Арманд и др.).
Социальные предпосылки: становление и развитие капитализма, сопровождающееся территориальным разделением труда и заказами на природное районирование территорий в целях более рационального использования их природных ресурсов; экспедиции Академии наук в черноземные области в целях разработки методов борьбы с засухами и другими неблагоприятными природными явлениями, а также изучения возможностей лесоразведения в степной зоне.
В период после 1917 г. перестройка экономики СССР на плановых началах сопровождалась большими экспедициями по изучению естественных производительных сил в разных экономических районах страны, заказами на физико-географическое и природно-хозяйственное районирование различных территорий, ландшафтное картирование в целях освоения новых сельскохозяйственных земель переселенцами, лесомелиоративное планирование и обустройство сельхозугодий в засушливых районах, ландшафтно-индикационными исследованиями для водообесцечения пастбищ и осваиваемых земель.
- Предмет и методы исследования в ландшафтоведении. Место ландшафтоведения среди других наук.
- История становления ландшафтоведения как науки.
- I этап.
- II этап.
- III этап.
- IV этап.
- Природные компоненты как составные части ландшафта, понятие «Природные факторы».
- Многомерное понятие ландшафта.
- Вертикальная и горизонтальная структура ландшафтов.
- Зональные ландшафты как одна из основных закономерностей дифференциации суши.
- Ландшафтные катены (определение понятия, особенности организации, примеры).
- Понятие динамики ландшафтов (природные ритмы, тренды, катастрофы).
- Антропогенная динамика геосистем, в чем она проявляется.
- Эволюционная динамика ландшафта.
- Литогенная основа как компонент ландшафта (свойства, характеристики, влияющие на особенности ландшафтной организации).
- Атмосфера как компонент ландшафта (свойства, функции, связи, влияющие на ландшафтную организацию).
- Гидросфера как компонент ландшафта.
- Почва как природный компонент ландшафта.
- Биота как компонент ландшафтов (свойства, функции, связи).
- Ландшафт как узловая единица в классификационной иерархии природных территориальных комплексов.
- Основные проблемные направления современных ландшафтных исследований.
- Генетический, исторический и структурный принципы классификации природных территориальных комплексов.
- Свойства и характеристики природных компонентов и особенности их влияния на организацию ландшафта. (3)
- Влияние климата на структуру, динамику и развитие ландшафтной оболочки.
- Продукция и биомасса; их роль и значение в ландшафте и при классификации геосистем.
- Определение понятий «природно-антропогенные», «антропогенные», «культурные» ландшафты и др.
- Типологии и классификации природно-антропогенных ландшафтов.
- Классификации антропогенных ландшафтов.
- Сельскохозяйственные ландшафты. Особенности структуры и функционирования сельскохозяйственных ландшафтов.
- Селитебные ландшафты. Особенности структуры и функционирования селитебных ландшафтов.
- Промышленные ландшафты. Особенности структуры и функционирования промышленных ландшафтов.
- Лесохозяйственные ландшафты. Особенности структуры и функционирования лесохозяйственных ландшафтов.
- Рекреационные ландшафты. Особенности структуры и функционирования рекреационных ландшафтов.
- Особенности структуры и функционирования водных природно-антропогенных ландшафтов.
- Регулирование хозяйственной деятельности, цели и задачи ландшафтного планирования территории.
- Ландшафтные карты, их содержание, значение и основные принципы составления.
- Задачи и содержание полевых ландшафтных исследований.
- Элементарные геохимические ландшафты. Определение, классификация.
- Закон горизонтальной (широтной) зональности.
- Закон долготной секторности.
- Закон вертикальной поясности.
- Закон экспозиционной асимметрии склонов.
- Закон взаимодействия и взаимосвязей природных компонентов ландшафтов.
- Факторы ландшафтной дифференциации.
- Закономерности миграции химических элементов в ландшафте
- Геохимические барьеры. Определение, принципы классификации.
- Понятие кларка химического элемента
- Ландшафтно-динамические процессы. Причины, механизмы, классификация. Динамика природно-антропогенных ландшафтов
- Причины и механизмы изменения состояний ландшафта.
- Использование ландшафтных методов в планировании территории.
- Экологический каркас территории, охрана ландшафтов.
- Ландшафтное картографирование, назначение, этапы работ.
- Основные положения прикладного анализа природно-антропогенных ландшафтов.
- Современные способы мониторинга ландшафта.
- Причины и механизмы изменения состояний ландшафта. (45)
- Динамика природных ритмов, динамика ландшафтных трендов, динамика катастроф, восстановительной сукцессии. (8)
- Задачи и содержание полевых ландшафтных исследований. (33)
- Сущность и значение ландшафтно-индикационного метода.
- Ландшафтно-экологическое прогнозирование.
- Сущность и значение ландшафтно-индикационного метода. (54)
- Использование ландшафтных методов в планировании территории. (46)
- Методы и способы отображения ландшафтных особенностей территории на планово-картографическом материале.
- Использование современных технологий в исследовании природно-антропогенных ландшафтов.
- Источники ландшафтной информации. Классификация, методы применения.