3.2 Состав и объем инженерно-геодезических изысканий
Изыскания для предпроектной документации
3.2.1 При изысканиях для предпроектной документации необходимо осуществлять сбор и анализ имеющихся топографических планов и карт, фотопланов, а также сбор сведений о наличии материалов по опорным геодезическим сетям для рассматриваемых вариантов размещения строительной площадки (направления трассы). Если собранные материалы по своей полноте и качеству достаточны для принятия проектных решений, то полевые работы для разработки предпроектной документации не выполняются.
3.2.2 Для разработки предпроектной документации используются топографические карты и планы масштаба 1:100 000 - 1:2000. При необходимости могут быть использованы
3
СНБ 1.02.01-96
имеющиеся планы и более крупных масштабов.
3.2.3 При инженерно-геодезических изысканиях на площадках выполняются следующие полевые работы:
- обследование пунктов опорной геодезической сети и в случае необходимости ее восстановление (создание);
- топографические съемки в случае отсутствия топографических карт и планов в масштабах, необходимых для разработки предпроектной документации;
- обновление имеющихся топографических планов и карт в случае несоответствия их современному состоянию ситуации и рельефа;
- инженерно-гидрографические съемки рек и водоемов;
- перенесение в натуру и привязка инженерно-геологических выработок, геофизических и других точек;
- геодезические работы при выполнении режимных наблюдений по изучению опасных геологических процессов.
Для разработки предпроектной документации уникальных объектов могут выполняться геодезические измерения с целью выявления движений земной коры.
3.2.4 Для выбора направления трасс линейных сооружений следует использовать топографические карты и материалы аэрофотосъемки. Трассирование конкурентоспособных вариантов выполняется камерально по картам в масштабах 1:100 000-1:10 000. На сложных и эталонных участках могут использоваться топографические планы в масштабах 1:5000, 1:2000.
3.2.5 В полевых условиях по конкурентоспособным вариантам трасс выполняется визуальный (аэровизуальный) осмотр местности, определяется полнота содержания имеющихся топографических материалов, производится рекогносцировочное обследование сложных и эталонных участков. В зависимости от вида линейного сооружения на сложных и эталонных участках выполняются:
- маршрутная аэрофотосъемка;
- наземная топографическая съемка.
Изыскания для проекта
3.2.6 Инженерно-геодезические изыскания для проекта (рабочего проекта) должны обеспечить получение топографо-геодезических материалов для разработки генерального плана объекта (определение оптимального положения трассы), доработки и детализации проектных решений, принятых на стадии предпроектной документации, уточнения технико-экономических показателей.
3.2.7 При инженерно-геодезических изысканиях для разработки проекта на площадках должны выполняться:
- сбор и анализ материалов инженерно-геодезических изысканий прошлых лет;
- построение (развитие) опорных геодезических сетей;
- создание планово-высотной съемочной геодезической сети;
- топографические съемки (обновление инженерно-топографических планов);
- инженерно-гидрографические работы;
- геодезическое обеспечение других видов изысканий;
- составление и размножение инженерно-топографических планов.
Состав и объем работ по инженерно-геодезическим изысканиям уточняется программой изысканий.
3.2.8 По результатам сбора и анализа материалов изысканий прошлых лет должны быть получены сведения о системе координат и высот опорных геодезических сетей, о времени и методах выполнения топографических съемок, их масштабах, высоте сечения рельефа.
3.2.9 Участки, подлежащие топографическим съемкам, должны устанавливаться в задании с учетом необходимости обеспечения других видов изысканий.
3.2.10 Для разработки проекта строительства должна выполняться топографическая съемка в масштабах 1:5000, 1:2000 с высотой сечения рельефа 0,5; 1; 2м.
3.2.11 Для разработки проектов реконструкции или расширения предприятий и для разработки проектов застройки населенных пунктов должна выполняться топографическая съемка в масштабах 1:1000, 1:500 с высотой сечения рельефа 0,5 м.
3.2.12 Инженерно-геодезические изыскания трасс линейных сооружений выполняются по утвержденным направлениям.
В состав изысканий входит:
- сбор и анализ имеющихся топографо-геодезических материалов по направлению трассы;
- камеральное трассирование вариантов трассы;
- полевое обследование камерально намеченных вариантов трассы;
- полевое трассирование с проложением теодолитных или тахеометрических ходов;
- топографическая съемка вдоль намеченных вариантов трассы, мест индивидуального проектирования, а также переходов через искусственные и естественные препятствия, пересечений коммуникаций, площадок и др.;
- геодезическое обеспечение других видов изысканий.
3.2.13 При изысканиях автомобильных и железных дорог, магистральных каналов по намеченным вариантам допускается выполнять топографическую съемку полосы, обеспечивающей возможность проектирования вариантов трассы.
3.2.14 Ширина полосы местности, подлежащей топографической съемке вдоль трассы, устанавливается, в зависимости от местных условий, заданием программой работ, но не менее 40 м, на незастроенной территории и в пределах фасадов зданий по улицам и проездам на застроенной территории.
Изыскания для рабочей документации
3.2.15 При инженерно-геодезических изысканиях для рабочей документации на площадках строительства выполняются:
- развитие (сгущение) опорных и съемочных геодезических сетей;
- топографические съемки или обновление инженерно-топографических планов;
- инженерно-гидрографические работы;
- геодезическое обеспечение других видов изысканий;
- составление и размножение планов.
Для реконструкции и расширения действующих предприятии в соответствии с требованиями задания дополнительно выполняются:
- координирование углов капитальных зданий (сооружений), центров стрелочных переводов и вершин углов железнодорожных путей, колодцев, камер, опор инженерных
4
СНБ 1.02.01-96
коммуникаций и других точек;
- детальное обследование инженерных коммуникаций, подлежащих реконструкции или переустройству, а также опор или колодцев (камер) в местах подключения проектируемых коммуникаций;
- съемка внутриплощадочных железных и автомобильных дорог;
- детальные наружные обмеры зданий (сооружений) и установок;
- геодезическое обеспечение режимных наблюдений, включая наблюдения за деформацией зданий и сооружений.
Допускается выполнение работ по восстановлению строительных сеток.
3.2.16 По данным наружных обмеров зданий и сооружений составляются обмерные чертежи в масштабах 1:500-1:50. Расхождения длин сторон зданий, полученных из обмеров и вычисленных по координатам, не должны превышать 10 см при длинах до 100 м и 1:1000 при длинах свыше 100 м.
По результатам детального обследования инженерных коммуникаций составляются эскизы колодцев (камер) в масштабах 1:50-1:20 и эскизы типовых опор в масштабах 1:200-1:20.
Вместо эскизов допускается представление фотографий опор с указанием их размеров.
3.2.17 При съемке внутриплощадочных железнодорожных путей определяется положение геометрических элементов пути (центры стрелочных переводов, начало и конец кривых, радиусы кривизны и вершины углов), выполняются обмеры стрелочных переводов, нивелированиe головок рельсов и поперечных профилей путей, выявляются номера путей и элементов путевого хозяйства.
3.2.18 В зависимости от насыщенности инженерными коммуникациями инженерно-топографические планы реконструируемых предприятий разрешается составлять совмещенными с размещением на одном листе плана ситуации, рельефа и инженерных коммуникаций или раздельными. При этом допускается составлять планы инженерных коммуникаций по их видам или группам.
3.2.19 В состав инженерно-геодезических изысканий по трассам линейных сооружений входят:
- полевое трассирование;
- планово-высотная привязка трассы к пунктам опорной геодезической сети;
- топографическая съемка полосы местности вдоль трассы (съемка текущих изменений при наличии планов съемок прошлых лет);
- геодезическое обеспечение других видов изысканий.
3.2.20 В состав работ при полевом трассировании входят:
- проложение теодолитных (тахеометрических) ходов по оси трассы с закреплением углов поворота и створных точек;
- закладка реперов;
- разбивка пикетажа, элементов кривых и поперечных профилей;
- нивелирование по трассе и поперечным профилям.
3.2.21 На застроенной территории вместо полевого трассирования допускается выполнение крупномасштабной топографической съемки полосы по выбранной трассе с последующей камеральной укладкой трассы.
3.2.22 Ширина полосы съемки вдоль трассы устанавливается в пределах до 100 м на незастроенной территории и в пределах ширины проезда (улицы) на застроенной территории. При соответствующем обосновании допускается увеличение ширины полосы съемки, а на участках пересечений и сближений трасс с существующими коммуникациями ширина полосы съемки принимается с учетом обеспечения проектирования переустройств и переносов.
Для магистральных трубопроводов и существующих железных дорог ширина полосы съемки принимается соответственно в пределах охранной зоны трубопровода или полосы отвода железной дороги.
3.2.23 Масштабы съемок и высоты сечения рельефа должны устанавливаться в соответствии с таблицей 3.1.
Таблица 3.1
------------------------------------------------------------------
Характеристика ¦ Масштаб съемки ¦ Высота сечения
участка съемки ¦ ¦ рельефа, м
-------------------------+---------------------+------------------
Территория с капиталь- ¦ ¦
ной застройкой с под- ¦ 1:500 ¦ 0,5
земными и надземными ¦ ¦
сооружениями ¦ ¦
¦ ¦
Незастроенная террито- ¦ ¦
рия или малозастроен- ¦ ¦
ная территория с одно- ¦ ¦
этажной застройкой с ¦ 1:5000-1:1000 ¦ 2; 1; 0,5
незначительным коли- ¦ ¦
чеством подземных и ¦ ¦
надземных сооружений ¦ ¦
¦ ¦
Территории для новых ¦ ¦
микрорайонов, кварта- ¦ 1:1000; 1:500 ¦ 0,5
лов и групп зданий ¦ ¦
¦ ¦
Трассы линейных соору- ¦ ¦
жений на застроенных ¦ 1:2000-1:500 ¦ 1; 0,5
территориях ¦ ¦
¦ ¦
Трассы линейных соору- ¦ ¦
жений на незастроенных ¦ 1:5000-1:1000 ¦ 2; 1; 0,5
территориях ¦ ¦
------------------------------------------------------------------
Примечание - На незастроенной территории в сложных геоморфоло-
гических условиях допускается выполнять топографическую съемку
в масштабе 1:500 при соответствующем обосновании в программе
работ.
------------------------------------------------------------------
- 1 Область применения
- 2 Общие положения
- 3 Инженерно-геодезические изыскания
- 3.1 Общие требования
- 3.2 Состав и объем инженерно-геодезических изысканий
- 3.3 Опорные геодезические сети
- 3.4 Нивелирование
- 3.5 Съемочная геодезическая сеть
- 3.6 Топографические съемки в масштабах 1:5000,1:2000,1:1000, 1:500
- 3.7 Обновление инженерно-топографических планов
- 3.9 Инженерно-гидрографические работы
- 3.10 Геодезические работы для изучения опасных геологических процессов
- 3.11 Составление и размножение топографических планов
- 4 Инженерно-геологические изыскания
- 4.1 Общие требования
- 4.2 Изыскания для предпроектной документации
- 4.3 Изыскания для проекта (рабочего проекта)
- 4.4 Изыскания для рабочей документации
- 4.5 Изыскания (работы) в период строительства
- 4.6 Изыскания (работы) по окончании строительства
- 4.7 Дополнительные требования к изысканиям для реконструкции и технического перевооружения объектов
- 4.8 Дополнительные требования к изысканиям в районах распространения специфических грунтов
- 4.9 Дополнительные требования к изысканиям в районах развития опасных геологических процессов
- 5 Инженерно-гидрометеорологические изыскания
- 5.1 Общие требования
- 5.2 Состав и объем изысканий
- 5.3 Изыскания для реконструкции и технического перевооружения объектов
- 5.4 Изыскания при наличии опасных гидрометеорологических процессов и явлений
- Приложение а
- Содержание задания на инженерно-геодезические изыскания
- Приложение б
- Состав и содержание отчета об инженерно-геодезических изысканиях
- Приложение в
- Приложение ю
- Состав и содержание отчета (заключения) об инженерно-геологических изысканиях
- Приложение я
- Категория сложности инженерно-геологических условий
- Приложение 1
- Среднее количество точек наблюдения при инженерно-геологической съемке
- Приложение 2
- Ширина полос, глубина выработок и среднее расстояние между ними по трассам линейных сооружений
- Приложение 3
- Ориентировочные значения глубины выработок и зондирования (пенетрационного каротажа) при проектировании на естественных основаниях
- Приложение 4
- Средние глубина выработок и расстояние между ними по трассам линейных сооружений при индивидуальном проектировании
- Приложение 5
- Среднее расстояние между скважинами и точками зондирования (пенетрационного каротажа)
- Приложение 6
- Категория устойчивости территорий относительно карстовых провалов
- Приложение 7
- Содержание задания на инженерно-гидрометеорологические изыскания
- Приложение 8
- Состав работ при инженерно-гидрометеорологических изысканиях, методы определения характеристик
- Приложение 9
- Условия, определяющие степень изученности территории
- Приложение 10
- Наименьшая продолжительность периода наблюдений
- Приложение 11
- Состав и содержание отчета (заключения) об инженерно-гидрометеорологических изысканиях
- Приложение 12
- Гидрометеорологические характеристики условий площадки строительства
- Приложение 13
- Гидрологические характеристики для водозаборов и выпуска стоков
- Приложение 14
- Гидрометеорологические характеристики по трассам автомобильных и железных дорог
- Приложение 15
- Характеристика условий перехода водного объекта трассой лэп
- Приложение 16
- Гидрометеорологические характеристики по трассам лэп
- Приложение 17
- Группа сложности перехода по трассам магистральных трубопроводов
- Приложение 18
- Гидрометеорологические характеристики по трассам магистральных трубопроводов
- Приложение 19
- Гидрологические характеристики для гидротехнических сооружений
- Приложение 20
- Гидрометеорологические характеристики для мелиоративных систем
- Приложение 21
- Опасные гидрометеорологические процессы и явления
- Приложение 22
- Количественные показатели опасных гидрометеорологических процессов и явлений