Искусственные рубины
Уже было сказано о том, что давно люди пытались получать драгоценные камни сами. Но только с получением обширных знаний по физике и химии это в конце концов оказалось возможно.
Еще в 1837 году некий Марк Годен – французский химик – поставил и успешно завершил крайне интересный опыт. Сплавив соли алюминия, калия и хрома, взятых в определенных пропорциях, ученый был вознагражден... рубином весом в один карат. И хотя карат, как известно, равняется всего лишь двум десятым грамма (рубин Годена, таким образом, очень мал), можно представить себе радость ученого, сумевшего с помощью глубоких знаний физики и химии получить этот крошечный красный кристаллик.
Опытом Марка Годена дело не закончилось. Эксперименты по созданию рубинов продолжали химики Фреми и Фрейль. Правда, сначала в результате опытов получалось до килограмма синтетических рубинов, но большинство из них были настолько малы, что конкурировать с природными рубинами никак не могли.
Однажды удалось получить даже 24 000 кристаллов рубина общим весом 1 200 граммов, но размеры камней были по-прежнему не слишком велики, и рубин продолжал, по словам Фреми, оставаться «минералом, который, вероятно, больше, чем другие, испытывал смекалку и ум химиков».
Впрочем, в этой «рубиновой истории» не обошлось и без розыгрыша. Произошло это так.
Во время одного из опытов Фреми все-таки удалось получить прекрасный крупный рубин. Довольный ученый отнес камень ювелиру, чтобы удостовериться в его хорошем качестве. Размеры камня были таковы, что даже многое видавший на своем веку ювелир никак не мог поверить, что перед ним настоящий рубин.
– Какой прекрасный страз! – воскликнул ювелир, который, видимо, знал цену не только настоящим камням, но и искусно выполненным подделкам, которые только делают честь мастеру.
– Простите, но перед Вами настоящий рубин, – возразил Фреми.
– Не может быть! – вскричал озадаченный ювелир.
– А Вы проверьте сами, – посоветовал Фреми, от души забавляясь сложившейся ситуацией.
Ювелир произвел все необходимые проверки. И что же? Рубин оказался настоящим!
– Тогда это самый великолепный индийский рубин! – с чувством произнес ювелир.
И был он, конечно, не прав. Перед ним лежал вовсе не индийский рубин, хотя тот камень, который лежал перед ним, по своей красоте и величине вовсе не уступал камню из сокровищ Голконды. Впрочем, ювелира можно извинить: кто знал, что вообще возможно «вырастить» (пожалуй, именно это слово как нельзя лучше подходит к процессу издания искусственных драгоценных камней) такой великолепный рубин. Вполне естественно предположить, что ювелиру, как хорошему специалисту в своей области, было известно, что химики бьются над созданием этого красивейшего драгоценного камня... Но кто же мог знать, что удастся получить такие великолепные результаты!
Словом, бедный ювелир оказался одновременно прав и не прав ровно наполовину: перед ним лежал не страз, а настоящий, но, с другой стороны, не такой уж и настоящий рубин без малейшего изъяна. Вот такой парадокс.
А Фреми? Нетрудно догадаться, как доволен оказался ученый-химик полученными результатами, ведь созданный им камень, детище, взращенное его руками у него на глазах, был оценен как великолепный рубин, один из тех редких камней, которые одинаково поражают и своей величиной, и красотой, и заслуживают того, чтобы их называли совершенными и уникальными драгоценными камнями!
Но на этом химики не остановились. Примерно в 1886 году на рынке драгоценных камней появились новые рубины, которые выгодно отличались от кристаллов Фреми и величиной, и качеством. Эти рубины получили название «женевских», хотя их происхождение и осталось покрытым завесой тайны.
Вокруг этих рубинов (заметьте, что никто и не предполагал, что они синтетические!) ходило много противоречащих друг другу слухов. То говорили, что это подменные рубины, завезенные в Европу из далеких стран, а то тут же появлялись другие слухи: дескать, все эти рубины – фальшивка. Также под «большим секретом» сообщали, что подделка эта сработана неким «предприимчивым священником», имя которого, впрочем, не упоминалось никем.
Те, кто считал, что крупные красивейшие женевские рубины – это подделка, говорили, что величина камней – результат большого надувательства и что на самом деле такие великолепные рубины не имеют никакой ценности, так как в действительности они склеены из камешков мелких размеров. Не обошлось и без скандалов. Вообще, пусть читатель попробует поставить себя на место бедняг-ювелиров, которые постоянно были вынуждены опасаться того, что вместо подлинных рубинов им подсунут синтетические.
Вот какой скандал произошел, например, в 1890 году. Будет уместным сразу сказать, что «зачинщиками» его оказались злополучные женевские рубины.
Один берлинский ювелир оказался, как писали в тогдашних газетах, жертвой обмана. Фирма по продаже драгоценных камней продавала красивейшие рубины по баснословно низкой цене. Ювелир вступил в переговоры и купил у фирмы двадцать пять отличнейших рубинов всего за 4 500 марок, что вовсе не было дорого, учитывая величину и красоту камней.
...И вдруг до ювелира стали доходить крайне тревожные слухи о том, что на рынке драгоценных камней появились поддельные рубины, но так искусно сработанные, что отличить их от настоящих не представляется совершенно никакой возможности.
Ювелир, который к тому времени уже успел сделать свою покупку, испугался не на шутку – вдруг он заплатил солидную сумму за такую вот подделку? К тому же низкая стоимость камней не могла не навести на размышления. И хотя фирма, у которой были приобретены рубины, гарантировала их подлинность, ювелир решил подстраховаться. В то время в Париже уже давно был основан синдикат торговцев драгоценными камнями, и именно туда ювелир направил свою покупку.
Результаты оказались просто ошеломляющими... «Нет, мосье, – сказали ювелиру, – Ваши камни не являются подделкой: они, несомненно, подлинные». И не успел ювелир, как говорится, дух перевести, как получил настоящий «щелчок»: «Однако, мосье, рубины, которые вы приобрели, – дешевка. Каждый такой камень состоит из мелких рубинов, которые так искусно скреплены между собой, что весьма затруднительно обнаружить это».
Разгневанный не на шутку ювелир написал в Цюрих, требуя, чтобы фирма забрала «подделку» назад, но в ответ получил отказ примерно такого содержания: «Простите, но мы гарантировали только подлинность камней, а их размер в наших обязательствах никоим образом не упоминается».
Так и остался ювелир с двадцатью пятью рубинами, каждый из которых был склеен из множества мелких камней. Так и родилась «легенда о женевских рубинах», рассказывающих о том, что каждый такой рубин – искусная склейка дешевых камешков.
А между тем настоящий женевский рубин – не совсем то, о чем говорили эксперты. Каждый такой рубин не склеен, а сплавлен, и не из мелких камней, а из рубинового порошка.
Изготовлением искусственных рубинов заинтересовался и Огюст Вернейль. В своей chflumeau («шалюмо» по-французски переводится как горелка) Огюсту Вернейлю удалось выплавить синий «сапфир», «изумруд», камень, имитирующий алмаз. И конечно, рубины. Рубины Вернейля носили смешное название «буля», или «булька». А все из-за того, что у ученого получились рубины округлой формы, и каждый из них напоминал другую, настоящую «булю». Речь идет о весьма популярной во Франции игре, суть которой состоит в том, чтобы подкатить как можно ближе к цели тяжелые шары примерно 10 см в диаметре. Эти шары и назывались булями, или бульками.
Конечно, выращенным Вернейлем рубинам было куда далеко до легендарного цейлонского рубина величиной с человеческую голову и до настоящей «були», но тем не менее многие специалисты пользуются термином «буля», когда говорят о синтетических рубинах.
Рубины Вернейля принимали, кстати, участие в знаменитейшей Парижской выставке, где произвели громадное впечатление. Впоследствии эти рубины, обладающие восхитительной «флуоресценцией» и такой же твердостью, как и природные рубины, бывали разных оттенков.
К началу ХХ века на рынке стали появляться великолепные рубины замечательных расцветок, многие из которых, пожалуй, не встретишь и в природе. Такие названия (и, соответственно, камни), как «рубин – светло-розовый топаз», «рубин светло-розовый», «рубин темно-розовый» и более традиционные – «рубин цвета светлого граната» и «рубин цвета темного граната» и уж совсем традиционные – темно-красный рубин, имеют один и тот же источник, который перемещался от Парижа к Виллар-Боно вблизи Лиона, затем на фабрику Аруди в Нижних Пиренеях и, наконец, в Швейцарию – в Монте возле Женевского озера. Речь идет о знаменитой фирме «Джева», которая, к слову сказать, процветает до сих пор.
Основатель этой фирмы, Хранд Джевахирджан, в честь которого и получила свое название фирма, еще в молодости занимался выращиванием синтетических рубинов и в этом деле добился завидных результатов, получая красивейшие рубины изысканнейших и таинственных оттенков.
Однако самыми, пожалуй, таинственными оставались совершенно особенные по своему виду рубины. И хотя их секрет уже давно открыт, они непременно завораживают того, кто видит их впервые. Глядя на этот рубин, начинаешь думать, что он упал на землю с неба, что он сродни падающей звезде или что подброшен нам каким-нибудь таинственными пришельцами из космоса – с планеты, которая даже не имеет у нас своего названия.
В самом деле: трудно оторвать взгляд от такого великолепия. Пусть читатель попробует вообразить себе крупный рубин идеально круглой формы. Но дело не в величине и не в пропорциях, граничащих с совершенством. Если рассматривать такой рубин по главной оси, то обнаруживается, что от ее центральной точки радиально расходятся шесть блестящих полос в виде знака «ж». Не нужно обладать большой фантазией, чтобы усмотреть в этом узоре символическое изображение звезды.
Такие рубины, которые производила компания «Юнион карбайд карпорейшин» в Ист-Чикаго, получили название «звездных». «Рубины из звезды» было очень сложно производить, потому что определенные примеси в них (а если более конкретно, то титанат алюминия), должны были выстраиваться в блестящие полосы, причем под строго определенным углом в 60о между ними.
Вся прелесть искусственных рубинов, которые, впрочем, не будут иметь для человека, увлекающегося природными драгоценными камнями, большой ценности, состоит хотя бы в том, что их форму и размеры во многом можно предугадать.
Последние достижения – это рубины, которые «вырастают» на 2 см за минуту! Их уже используют ювелиры-новаторы при создании оригинальных украшений, поскольку посредством новейших технологий получают камни любой формы.
- Руслан Старцев
- Глава 1. Тайны алмазов
- С точки зрения науки
- Месторождения алмазов
- Знаменитые алмазы
- Из глубины веков
- Обработка ювелирных алмазов
- Технические и синтетические алмазы
- Глава 2. Тайны изумрудов
- Рождение и огранка
- Оптические свойства, подделки и имитации
- Наиболее известные месторождения
- Знаменитые камни
- Магические свойства
- Лечебные свойства изумруда
- Промышленное использование изумруда и берилла
- Глава 3. Тайны сапфиров
- Месторождения сапфиров
- Цилиндрические печати
- Предметы религии и культа
- Магия и медицина
- Династические регалии
- Ценнейшие сапфиры
- Ювелирные украшения
- Коллекции и сокровищницы
- Технические цели
- Эквивалент валюты
- Подлинники и оригиналы
- Глава 4. Тайны рубина
- Происхождение
- История камня
- Добыча рубинов
- Легенды и истории
- Свойства рубинов
- Искусственные рубины
- На службе человеку
- Глава 5. Тайны опалов
- Самые крупные месторождения
- Самые крупные опалы
- С точки зрения науки
- С точки зрения ювелиров
- Боги и опалы
- Магические свойства опала
- Опал и народы мира
- Настоящие и ненастоящие
- Глава 6. Тайны жемчуга
- Жемчужные легенды
- Свойства жемчуга
- Самые известные жемчужины и изделия с ними
- Происхождение
- Качество жемчуга
- Добыча жемчуга
- Месторождения жемчуга
- Ловцы жемчуга
- Искусственное выращивание жемчуга
- Глава 7. Тайны янтаря
- Происхождение
- Месторождения
- Добыча янтаря
- Виды янтаря и его имитация
- Включения в янтаре
- Обработка янтаря
- Легенды и мифы
- Лечебные свойства янтаря
- История янтарной комнаты
- Глава 8. Тайны малахита
- Крупнейшие месторождения
- Обработка
- Изделия из малахита
- Малахит и его разновидности
- Глава 9. Тайны нефрита
- Легенды и мифы
- Свойства нефрита
- Камень и его заменители
- Из нефрита
- Месторождения нефрита
- Свойства нефрита
- Происхождение
- Глава 10. Тайны кораллов и самоцветов
- Заключение