Буровое оборудование и инструмент
Все буровые установки имеют однотипное, но разное по своим характеристикам буровое и энергетическое оборудование.
Буровое оборудование (механизмы) подразделяется на:
оборудование для спуска и подъема бурильной колонны (подъемное оборудование), состоящее из:
вышки,
буровой лебедки,
талевой (полиспастовой) системы: кронблока,
талевого блока,
талевого каната,
крюка,
штропов;
оборудование для бурения скважин, состоящее из:
ротора,
вертлюга с буровым шлангом,
буровых насосов,
силового привода,
(забойного двигателя).
Буровая вышка предназначена для подъема и спуска бурильной колонны, установки обсадных труб в скважину, удержания бурильной колонны на весу во время бурения, а также для размещения в ней талевой системы, бурильных труб (свечей) и другого оборудования. Применяются металлические вышки башенного и мачтового (в основном А-образного) типов.
Вышки различны по грузоподъемности и высоте. Практикой установлено, что целесообразно применять вышки высотой до 28 м при бурении скважин до глубины 1200–1300 м; 41–42 м – глубиной 1300–3500 м; 53 м и более – глубиной свыше 3500 м.
Буровая лебедка предназначена для подъема и спуска бурильной колонны в скважину, удержания ее на весу или медленного опускания (подачи) в процессе бурения, свинчивания и развинчивания труб, спуска обсадных колонн и других вспомогательных работ. Лебедка имеет четыре скорости подъема, состоит из рамы, коробки передач и трех валов. Барабан лебедки имеет тормоз с пневматическим и ручным управлением.
Талевая (полиспастовая) система буровых установок предназначена для преобразования вращательного движения барабана лебедки в поступательное (вертикальное) перемещение крюка и уменьшения нагрузки на ветви каната.
Талевая система состоит из кронблока, устанавливаемого на верхней раме вышки, стального талевого каната и подвижного талевого блока с подъемным крюком. В зависимости от условий работы и типа установки применяют талевую оснастку 3×4, или 4×5, или 5×6, или 6×7 (талевый блок имеет на один ролик меньше, чем кронблок).
Кронблок (неподвижный блок полиспаста) – неподвижная часть талевой системы – представляет собой раму, на которой смонтированы оси и опоры со шкивами: на оси кронблока посажены 5 канатных роликов. Иногда рама выполняется за одно целое с верхней частью вышки.
Талевый блокпредставляет собой сварной корпус (щеки). В щеках неподвижно закреплена ось, на которой, как и в кронблоке, установлены на роликовых подшипниках четыре канатных ролика.
Если кронблок имеет пять, а талевый блок четыре канатных ролика, буровая установка позволяет производить оснастку талевой системы 4×5 (возможны и другие схемы оснастки). Это значит, что талевый канат, один конец которого укреплен на барабане лебедки, а другой (мертвый) укреплен под полом буровой, будет проходить через четыре ролика талевого блока и пять роликов кронблока.
Следовательно, вес поднимаемого полиспастной системой груза распределяется на восемь струн каната. При этом получается выигрыш в силе в 8 раз, но проигрыш в 8 раз в скорости подъема груза.
Талевые канатысостоят из шести прядей проволок из высококачественной стали диаметром 1,0–2,4 мм и металлического или пенькового сердечника, пропитанного смазкой. Проволочки свиты в пряди по спиралям. Если направление прядей в канате совпадает с направлением проволочек в пряди, свивка каната называется прямой. В канатах крестовой свивки эти направления перекрещиваются. В бурении обычно применяют канаты крестовой свивки. Диаметры канатов в зависимости от грузоподъемности установки выбирают в пределах 25–38 мм (разрывное усилие соответственно 40 000–50 000 кгс). При этом запас прочности должен быть в пределах 2,7–4,0.
Буровые крюки (крюкоблоки)изготовляют в виде отдельных крюков или крюков, соединенных с талевым блоком (крюкоблоки) Крюк посредством серьги соединяется с талевым блоком и предназначен он для подвешивания бурильных труб при помощи элеватора в процессе их спуска и подъема и для подвешивания бурильных труб при помощи вертлюга во время бурения.
Штропы являются промежуточным звеном между крюком и элеватором, на котором подвешивается колонна бурильных или обсадных труб. По конструкции штропы бывают двух типов: одно- и двухветвевые. Штропы изготавливают цельнокатанными, цельнокованными, а иногда сварными, нормальной и укороченной длины.
Роторслужит для передачи вращения колонне бурильных труб, для поддержания на весу бурильной колонны во время спуско-подъемных работ и поддержания на весу обсадной колонны при спуске ее в скважину. При турбинном бурении и бурении с электробуром ротор воспринимает реактивный момент, возникающий при работе двигателя в скважине, а также используется для периодического проворачивания бурильной колонны при спуско-подъемных операциях.
Ротор состоит из трех основных узлов: станины, вращающегося стола ротора и приводного вала. Ротор имеет неподвижный корпус, в котором на подшипниках установлен стол ротора. Стол вращается карданным валом через коническую передачу, помещенную в корпусе. Стол ротора, а следовательно, и ведущая труба обычно имеет две скорости вращения. Ведущая труба укрепляется в столе при помощи вкладышей. Ротор снабжен пневматическим клиновым захватом для осуществления спуско-подъемных работ.
Вертлюг применяют для соединения талевой системы с бурильной колонной. Вертлюг воспринимает вес колонны бурильных труб без ограничения ее вращательного движения и обеспечивает подачу промывочной жидкости во вращающиеся бурильные трубы.
Все вертлюги имеют принципиально общую конструкцию. Вертлюг состоит из двух узлов – системы вращающихся и неподвижных деталей. Неподвижную часть вертлюга подвешивают к подъемному крюку, а к вращающейся части подвешивают бурильную колонну.
Вертлюги изготавливаются грузоподъемностью 50, 75, 130, 160 и 300 т; диаметр проходного отверстия в стволе вертлюга в разных конструкциях изменяется от 75 до 100 мм.
Буровые насосыпредназначены для подачи под давлением промывочной жидкости в скважину.
Обвязка буровых насосов и оборудование напорной линии. От буровых насосов промывочная жидкость по нагнетательной линии (манифольду) подается в гибкий резиновый буровой шланг и далее в вертлюг. В состав нагнетательной линии входят: компенсаторы, нагнетательный трубопровод, стояк и задвижки.
Буровые насосы для глубокого бурения должны обладать большой производительностью и развивать высокое давление. Эти требования приобретают особую важность при турбинном бурении, где насосы, помимо промывки скважины, обеспечивают еще и привод забойного двигателя.
В глубоком бурении широкое распространение получили поршневые двухцилиндровые насосы двойного действия, обеспечивающие заданную производительность независимо от изменения гидравлических сопротивлений. Для изменения производительности насосов используют сменные цилиндровые втулки и поршни различных диаметров. В связи со значительной неравномерностью подачи жидкости и сильными колебаниями давления, характерными для поршневых насосов, в бурении используют воздушные компенсаторы давления, которые устанавливаются на нагнетательной и всасывающей линиях обвязки насосов.
В настоящее время для этой цели применяют пневматические компенсаторы, в которых воздушная или газовая подушка отделяется от жидкости резиновой мембраной, что предотвращает растворение воздуха или газа в жидкости при повышении давления.
На буровой установке монтируют обычно два, а иногда три насоса, объединенные в одну систему с помощью обвязки. Промывочная жидкость от буровых насосов подается по нагнетательному трубопроводу диаметром 140, 146 мм к стояку, вертикально установленному в вышке вблизи устья скважины. Стояк высотой 10–12 м обычно также изготавливается из труб диаметром 140, 168 мм и служит для соединения нагнетательного трубопровода с буровым шлангом. Нагнетательный трубопровод, а также выкидные линии оборудуют задвижками высокого давления. Весьма полезно включение в схему обвязки подпорных центробежных насосов, подающих промывочную жидкость во всасывающую линию буровых насосов. Это повышает коэффициент наполнения камер буровых насосов, увеличивает срок службы деталей гидравлической и основных деталей приводной их части и, как показала практика, позволяет увеличить гидравлическую мощность бурового насоса.
От стояка промывочная жидкость подается в вертлюг с помощью гибкого бурового шланга.
Буровой шланг состоит из внутреннего рукава из нефтестойкой резины, оплетенного несколькими слоями прочной прорезиненной ткани, которые чередуются со стальными лентами, намотанными сплошными перекрывающимися слоями под углом 55°. Шланги имеют встроенные металлические штуцеры для соединения с вертлюгом и стояком. Внутренний диаметр шлангов изменяется от 40 до 100 мм. Шланги рассчитаны на давление 150—300 кгс/см2.
Привод буровых установок. Буровые установки имеют главный привод для лебедки, насоса и ротора, и дополнительный – для привода вспомогательных механизмов. Для главного привода наиболее широко применяют дизельные двигатели на жидком и газообразном топливе. Дизельный привод обладает жесткой характеристикой, поэтому в современных буровых установках стремятся использовать гидродинамические передачи (турботрансформаторы).
Для привода установок эксплуатационного и глубокого разведочного бурения применяют быстроходные транспортные дизели типов В2-300А(1Д-12Б), В2-400А, В2-450 и М-601. Обычно дизель устанавливается на одной раме с трансмиссией турботрансформатора или коробкой передач, образуя силовой агрегат. Трансмиссии оборудуются редуктором, одним или двумя клиноременными шкивами, шинно-пневматическими муфтами, а иногда и реверсивным устройством. С помощью трансмиссий и клиноременных передач несколько силовых агрегатов могут компоноваться в единый групповой привод, суммирующий мощность двух, трех или пяти дизелей.
В практике глубокого бурения широкое распространение получил также электропривод от промышленных сетей переменного тока, отличающийся простотой в монтаже и эксплуатации, высокой надежностью и экономичностью. На некоторых буровых установках применяют также дизель-электрический привод на переменном и постоянном токе. Возможно также оснащение буровой установки газотурбинным приводом, работающим на низкосортном топливе или попутном газе, позволяющим значительно уменьшить вес силовой установки и упростить ее эксплуатацию.
- И. Р. Захария м. А. Бабец
- Основы разведочного бурения
- Курс лекций
- Предисловие
- Введение
- История развития и области применения бурения скважин
- Классификация буровых скважин по целевому назначению
- Группа а: скважины, бурящиеся с целью изучения недр, поисков, разведки и добычи полезных ископаемых
- Группа б: скважины, бурящиеся с инженерно-геологическими, инженерными и горнотехническими целями
- Распределение буровых скважин в подгруппах
- Стадии геологоразведочных работ
- Горные породы и их разрушение при бурении
- Способы разрушения горных пород
- Основные свойства горных пород
- Классификации горных пород по буримости и физико-механическим свойствам
- Основные закономерности разрушения горных пород
- Способы бурения. Бурение глубоких скважин
- Классификация способов бурения
- Классификация способов бурения скважин
- Механическое вращательное бурение глубоких скважин
- Буровое оборудование и инструмент
- Буровые долота
- Долота для сплошного бурения Лопастные долота
- Шарошечные долота
- Алмазные долота
- Долота для колонкового бурения
- Колонковые долота со съемной грунтоноской
- К Рис. 3.9. Колонковое долото без съемной грунтоноски олонковые долота без съемной грунтоноски
- Р а бис. 3.10. Кернодержатели Бурильные головки для колонкового бурения
- Бурильная колонна
- Забойные двигатели
- Турбобуры
- Электробуры
- Промывка и продувка скважин
- Промывочные растворы и их основные параметры
- Глинистые растворы
- Качество глинистого раствора
- Приготовление глинистого раствора
- Реагенты
- Очистка глинистого раствора
- Продувка скважин воздухом и аэрированные растворы
- Эмульсионные глинистые растворы и растворы на нефтяной основе
- Осложнения и аварии в бурении
- Причины аварий и их предупреждение
- Инструмент и методы ликвидации аварий
- Борьба с осложнениями в бурении
- Осложнения, вызывающие нарушение целостности ствола скважины
- Предупреждение и борьба с поглощениями промывочной жидкости
- Основные причины поглощения промывочной жидкости
- Исследования зон поглощений
- Методы предупреждения и ликвидации поглощений
- Предупреждение газовых, нефтяных и водяных проявлений и борьба с ними Газо-, нефте- и водопроявления
- Меры и мероприятия по предотвращению выбросов
- Грифоны и межколонные проявления
- Борьба с прихватами бурильной колонны
- Искривление скважин и направленнОе бурение
- Причины естественного искривления скважин
- Борьба с искривлением скважин
- Основные понятия об искривлении скважин
- Измерение искривления скважин
- Проектирование и бурение наклонных скважин
- Искусственное отклонение скважин
- Отклоняющие средства
- Бурение наклонных скважин
- Разобщение, вскрытие, опробование и испытание продуктивных горизонтов (пластов)
- Разобщение пластов
- Крепление скважины обсадными трубами
- Цементирование обсадных колонн
- Вскрытие продуктивных горизонтов (пластов)
- Методы заканчивания скважин и вскрытия продуктивных горизонтов
- Перфорация обсадной колонны
- Опробование и испытание продуктивных горизонтов
- Опробование и испытание продуктивных горизонтов (пластов) в процессе бурения
- Опробование и испытание продуктивных горизонтов(пластов) после спуска и цементирования эксплуатационной колонны
- Другие способы бурения
- Колонковое бурение
- Режущие и истирающие материалы Алмазы
- Твердые сплавы
- Дробь буровая
- Буровой забойный инструмент
- Буровые штанги (трубы)
- Буровые станки
- Конструкция скважин
- Ударно-механическое бурение
- Буровые станки
- Буровой инструмент
- Процесс бурения
- Шнековое и вибрационное бурение
- Бурение скважин на воду
- Особенности бурения скважин на воду
- Вращательное бурениескважин на воду
- Способы крепления стенок скважин
- Методы разглинизации стенок скважин
- Фильтры и насосы
- Оборудование скважин фильтрами Типы фильтров
- Конструкция скважин
- Оборудование устья скважины
- Геологическое обслуживание бурящихся скважин
- Отбор керна и шлама в скважинах. Требования к керну
- Факторы, влияющие на выход керна
- Технические средства для отбора керна
- Отбор ориентированного керна
- Отбор проб шлама
- Хранение керна
- Геологическое обслуживание буровых
- Геофизические и другие исследования в скважине
- Проектно-сметная документация на строительство скважин
- Первичная документация в бурении
- Проект на строительство скважин
- Смета на строительство скважин
- Цикл строительства скважин
- Охрана труда и окружающей среды
- Техника безопасности при проведении работ по сооружению скважин
- Охрана недр
- Об актуальности проблемы охраны недр
- Охрана недр и окружающей среды при сооружении гидрогеологических скважин
- Охрана недр и окружающей среды при разведке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений
- Ликвидация скважин
- Мероприятия по охране недр в процессе разработки месторождений
- Источники нефтяного и химического загрязнения при бурении скважин
- Рекультивация земель
- Литература Основная
- Дополнительная и рекомендуемая
- Содержание
- Основы разведочного бурения
- 220050, Минск, проспект Франциска Скорины, 4.
- 220___, Минск, .