Глава 8. Экологические проблемы реки днепр и пути их решения
В данной главе будет рассмотрены экологические проблемы реки Днепр как целостной экосистемы на всем ее протяжении, так как в данном случае нельзя рассматривать ее по отдельности.
Днепр - это великая река не только по гидрологическим параметрам, но в значительной мере по ее роли и значению в становлении и развитии трех славянских народов. Именно с Днепром связаны историческое прошлое, эколого- экономическое настоящее и будущее Украины, России и Беларуси.
Десятилетия чрезмерной антропогенной нагрузки, усиленные последствиями Чернобыльской катастрофы, нарушили природное равновесие и повлекли за собой кризисное состояние многих территорий в бассейне Днепра. К сожалению, адекватного увеличения мер по предотвращению загрязнения не проводилось. Живительная сила Днепра - способность к самоочищению - постепенно слабела, сокращалось биоразнообразие, снижалась производительность рыбного хозяйства.
Днепр отравлен, в нем нельзя купаться, а рыба смертельно опасна, поскольку напичкана радиоактивными стронцием-90 и цезием-137, она содержит почти всю таблицу элементов Менделеева, особенно тяжелые металлы.Став универсальным растворителем промышленных и бытовых стоков, вода потеряла способность к самоочищению. Сотни имеющихся в воде загрязнителей не имеют ни вкуса, ни запаха, не выпадают в осадок, то есть они при проводимых лабораторных исследованиях попросту не определяются, хотя представляют серьезную угрозу для здоровья и жизни людей, а отдельные из них обладают еще и кумулятивными свойствами и продолжают оказывать пагубное действие даже после прекращения поступления их в организм.
Днепр, претерпевший значительные изменения вследствие строительства серии водохранилищ, более не является саморегулирующейся речной экосистемой. Возведенные на Днепре гидроэлектростанции, расположенные в бассейне атомные электростанции и предприятия тяжелой индустрии нанесли бассейну экологический и социально-экономический ущерб обще регионального масштаба.
Учитывая наследие прошлого, когда предпринимались попытки всего в течение несколько десятилетий превратить традиционно аграрный регион в промышленный, бассейн Днепра можно рассматривать как "классический пример нерационального развития региона". Чрезвычайно острые социальные и экономические трудности, с которыми сталкиваются три прибрежные страны в период перехода к рыночной экономике, усложняют ситуацию.
Последствия всей совокупности перечисленных выше проблем для бассейна Днепра таковы:
• Высокая плотность городского населения и промышленного производства;
• Интенсивное землепользование в сельском хозяйстве при чрезмерном применении удобрений (для компенсации потерь сельскохозяйственных угодий в результате бурного развития городского строительства, добывающей и других отраслей промышленности), но недостаточной обеспеченности средствами агрохимии, на фоне сильной эрозии почв и падающей урожайности;
• Чрезмерная запруженность речной системы, включающей шесть водохранилищ в ее главном течении и более 500 мелких дамб и плотин, сооруженных на притоках для производства электроэнергии и обеспечения предприятий тяжелой промышленности;
• Практика затопления плодородных земель в долинах рек в связи со строительством плотин и осушения заболоченных земель для нужд сельскохозяйственного производства, приведшая к серьезному уменьшению биоразнообразия во всем регионе;
• Широкомасштабное экстенсивное использование воды в сельском хозяйстве и промышленности, в частности, металлургическими предприятиями;
• Слабый контроль над сбросом отходов добывающей промышленности, в том числе отходов добычи урана;
• Аварии на промышленных предприятиях, наиболее печально известной из которых является катастрофа 1986 года на Чернобыльской АЭС, приведшая к загрязнению огромных территорий в восточной и северной Европе радиоактивными осадками;
• Частые аварийные утечки загрязненных сточных вод в реку и, в отдельных случаях, в систему питьевого водоснабжения;
• Полная или частичная очистка только 45% сточных вод.
Важно понимать, что проблема экологического здоровья Днепра выходит за национальные рамки, по крайней мере, потому, что больше половины водных ресурсов бассейна формируются на территории России и Беларуси. Следовательно, и решение необходимо находить на международном уровне - через соответствующие международные программы, исследования, совместное выполнение мероприятий по охране, рациональному использованию и воспроизводству водных ресурсов странами, к территории которых он принадлежит.
Осознание того, что экологические проблемы бассейна Днепра реально нельзя решать в пределах одного государства, дало толчок разработке большой Программы экологического оздоровления бассейна Днепра с участием Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины в рамках проекта ПРООН - ГЭФ “Подготовка стратегической программы действий для бассейна реки Днепр и разработка механизмов ее реализации”.
Еще в июне 1996 года в Хельсинки министры окружающей среды трех стран (Беларуси, Российской Федерации и Украины) подтвердили в совместном заявлении готовность предоставить ресурсы и принять участие, на паритетных началах, в разработке проекта по экологическому оздоровлению Днепра. Данный документ стал четким заявлением о намерениях правительств региона относительно принятия на себя определенных обязательств и демонстрирует желание, направленное на налаживание сотрудничества в достижении совместно намеченных целей.
В тоже время, Днепр играет особую роль не только в истории Украины, России и Беларуси. Его воды традиционно соединяли Северные земли с Югом, а берега - Восток с Западом. Он и сегодня остается на перекрестке дорог и событий и несет на себе все бремя человеческих ошибок и все величие природной красоты. Днепр воспринимается как символ самой жизни, неутомимой, вечной, направленной с древности в будущее через любые препятствия.
Большинство из последствий ухудшения экологического состояния бассейна Днепра являются трансграничными. После распада Советского Союза в прибрежном регионе образовались новые независимые государства с разными экономическими и политическими целями и стратегическими задачами.
Разработка Стратегической программы действий может способствовать улучшению состояния окружающей среды в бассейне Днепра и смягчению трансграничных последствий ухудшения экологической ситуации. Стратегическая программа действий (СПД) представляет собой политический документ, согласованный в ходе переговоров между тремя странами и реализуемый на высшем уровне исполнительной власти для соответствующих секторов. В документе будут четко определены приоритетные направления в решении первоочередных проблем, очерченных в Трансграничном диагностическом анализе (ТДА). СПД даст ясное определение проблем трансграничной значимости. Для каждой из перечисленных проблем должны быть предложены пути ее разрешения по отдельным секторам (изменение политики в данной области, реформирование нормативно-правовой базы, требования к инвестированию, развитие организационной и институционной структуры, экологическое просвещение и формирование экологического сознания населения, широкое участие всех заинтересованных сторон).
Основные направления работы должны включать упреждающие и реабилитационные меры, предпринимаемые в соответствии с общепризнанными принципами устойчивого развития, в том числе принципа осторожности, принципа "платит тот, кто загрязняет", принципа "платит пользователь", принципов прозрачности информации и полноправного участия заинтересованных сторон. Особое внимание должно быть уделено проверке предлагаемых мероприятий на соответствие действующим в отдельных странах национальным и региональным планам действий в области охраны окружающей среды, региональным конвенциям и программам, проводимым GEF по другим направлениям. Предполагается, что СПД будет максимально использовать существующие соглашения, программные разработки в области охраны и рационального использования водных ресурсов. Такой подход призван способствовать более успешному проведению начального этапа проекта по изучению существующей ситуации.
Три прибрежных государства подтвердили свои намерения в деле защиты бассейна Днепра и 1 июля 1996 года в Хельсинки подписали совместное заявление, где выразили свою готовность предоставить ресурсы и принимать участие, на паритетных началах, в разработке проекта по экологическому оздоровлению Днепра. Для достижения поставленной цели разработан и выполняется ряд программ и проектов; каждое из государств разработало или разрабатывает Национальные планы действий по охране окружающей природной среды, направленные на ее возрождение и охрану.
Цель программы - экологическое оздоровление трансграничной реки Днепр, третьей по величине речки Европы, что будет содействовать улучшению экологической ситуации как в днепровском бассейне, так и в Черном море.
Долгосрочными приоритетами программы являются:
• Устранение в бассейне Днепра первопричин, которые привели к серьезным экологическим последствиям - загрязнению и ухудшению среды обитания;
• Обеспечение рационального использования природных ресурсов;
• Поддержка в бассейне биологического разнообразия.
Задачи:
• Программа направлена на решение семи конкретных задач:
• Создание организационной системы трансграничного (межгосударственного) управления;
• Помощь странам-участницам в формировании, пересмотре и реализации Стратегической программы действий (СПД);
• Совершенствование финансовых, юридических и практических механизмов, направленных на оптимизацию и рациональное использование природных ресурсов и снижение интенсивности загрязнения;
• Разработка на единой методологической основе Национальных планов действий;
• Содействие сохранению биологического разнообразия в бассейне Днепра;
• Расширение взаимодействия между заинтересованными организациями и привлечение широкой общественности к решению проблем бассейна Днепра;
• Создание условий для реализации СПД.
Международный фонд Днепра (МФД)
МФД- это эколого-благотворительная (бесприбыльная) организация, созданная в Украине с целью привлечения и аккумулирования интеллектуальных и финансовых ресурсов для выполнения заданий Национальной программы экологического оздоровления бассейна р.Днепр и улучшения качества питьевой воды.
В рамках заданий Национальной программы МФД сотрудничает как с правительственными организациями, и в первую очередь с Министерством охраны окружающей природной среды (Минэкобезопасности) Украины, так и с неправительственными и негосударственными организациями. Имеет опыт сотрудничества с Минэкобезопасности Украины по реализации проектов украинско-канадской программы “Развитие управления окружающей средой в Украине (бассейн р.Днепр)”.
В рамках этой программы отработана методология проектного управления в природоохранной деятельности, осуществляются проекты по внедрению экологического аудита на предприятиях различных отраслей Украины, комплекса мероприятий по экологической модернизации производств. Изданы учебно-практические пособия по экологическому аудиту и экологической модернизации производств.
МФД уделяет большое практическое внимание развитию экологического предпринимательства, консалтинга, менеджмента с учетом рекомендаций международных стандартов серии ISO 14000. С участием МФД создана региональная ассоциация производителей экологического оборудования.
МФД создал разветвленную бассейновую сеть отделений, на которые возложено решение программных заданий на местном уровне. В решении бассейновых проблем Днепра МФД сотрудничает с организациями Российской Федерации и Белоруссии.
МФД расположен в г.Киеве, Украина.
- Министерство образования республики беларусь
- Глава 2. Географические координаты истока и устья
- Глава 3. Условия формирования стока (физико-географическая характеристика водосбора)
- 3.1. Географическое положение
- 3.2. Геология и подстилающие породы
- 3.3. Четвертичные отложения
- 3.4. Рельеф и современные геоморфологические процессы
- 3.5. Почвы. Освоенность территории водосбора
- 3.6. Климатические условия
- Глава 4. Характеристика речной сети
- 4.1. Речная сеть
- 4.2. Морфометрические характеристики водосбора
- 4.3. Схема гидрографической сети реки глава 5. Харктеристика долины и русла реки
- 5.1. Долина реки
- 5.2. Русло реки
- 5.3. Пойма
- 5.4. Терраса
- 5.5. Зарегулированность стока
- Глава 6. Гидрологический режим
- 6.1. Уровневый режим. Анализ графика колебаний уровней воды
- 6.2. Режим стока. Анализ гидрографа. Характерные расходы воды
- 6.3. Ледовый режим
- 6.5. Гидрохимический режим
- Глава 7. Хозяйственное использование. Современное состояние
- Глава 8. Экологические проблемы реки днепр и пути их решения
- Список использованных источников