37. Общие сведения о проектировании автомобильных
Автомобильная дорога — это комплекс различных по назначение и конструктивным особенностям инженерных сооружений, предназначенных для безопасного движения автомобильного транспорта с расчетными скоростями и нагрузками.
Автомобильные дороги в России в соответствии с действующим нормативами по административному и народнохозяйственному значению делят на:
общего пользования;
подъездные к промышленным предприятиям;
внутрихозяйственные;
временные (автозимники, дороги лесозаготовительных предприятий и т.д.).
Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от расчетной перспективной интенсивности движения подразделяют на пять категорий.
Дороги 1а категории — магистральные автомобильные дороги обще-Государственного значения (в том числе международного сообщения). Это многополосные автомагистрали с разделительными полосами между I разными направлениями движения, имеющие пересечения с автомобильными и железными дорогами любого значения, трамвайными линиями, (Пешеходными и велосипедными дорожками в разных уровнях (через путепроводы и тоннели).
Дороги I б и II категорий — автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения, имеющие пересечения в разных уровнях с автомобильными дорогами II и III категорий и с железными дорогами. Дороги I б категории — многополосные с разделительными полосами, а II категории — двухполосные без разделительных полос.
Дороги III—IVкатегорий — автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения, имеющие две полосы движения.
Дороги V категории — автомобильные дороги местного значения,
имеющие 1—2 полосы движения.
Автомобильные дороги I — III категорий прокладывают, как правило, в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним.
Автомобильные дороги высоких (I—III) категорий имеют капитальные дорожные одежды: жесткие — с цементобетонными покрытиями и нежесткие — с асфальтобетонными покрытиями. Автомобильные дороги IV—V категорий могут иметь дорожные одежды с покрытиями облегченного капитального, переходного и низшего типов. Дорожные одежды устраивают на спланированном и уплотненном земляном полотне.
Кроме того, в состав комплекса сооружений автомобильных дорог входят: развязки движения в разных уровнях, включающие в себя путепроводы и эстакады; мостовые переходы, включающие большие и средние мосты, подходы и регуляционные сооружения; малые водопропускные сооружения, такие, как малые мосты с укрепленными подмостовыми руслами, трубы круглые и прямоугольные, фильтрующие насыпи, переливаемые насыпи лоткового типа; сооружения системы дорожного водоотвода (боковые кюветы, нагорные канавы, прикромочные лотки, быстротоки, перепады, водобойные колодцы, дренажные устройства и т. д.); сооружения инженерного обустройства автомобильных дорог (автобусные остановки, площадки отдыха, дорожные знаки, разметка проезжей! части и вертикальная разметка, ограждения, направляющие устройства, устройства освещения, снегозащитные полосы лесонасаждения и т. д.);| здания и сооружения автотранспортной службы; на горных дорогах, кроме того, сооружают тоннели, лавинозащитные галереи, селепропускные сооружения и т. д.
Автомобильные дороги, их элементы и сооружения проектируют и строят в соответствии с действующими техническими условиями, нормами и правилами.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРУГОВОЙ КРИВОЙ
Автомобильная дорога, как и любое другое сооружение, может быть изображена в виде трех проекций: плана, продольного профиля и поперечных профилей.
Ось автомобильной дороги, представляющую собой в общем случае пространственную кривую, называют трассой.
Проекцию оси автомобильной дороги на горизонтальную плоское называют планом трассы.
В простейшем случае трассу дороги представляют ломаным тангенциальным ходом с вписанными в углы поворота круговыми кривым.
Закругления трассы в этом самом простом случае представляются следующими элементами: углом поворота , радиусом R, кривой К, тангенсом Т и биссектрисой Б. Геометрические элементы простых закруглений трассы связаны между собой следующими тригонометрическими оотношениями: тангенс Т=Rtg /2; кривая K=RП /180; биссектриса Б=R/cos( /2)-R
Измерение длины трассы автомобильных дорог производят по прямым линиям, т. е. по ломаному тангенциальному ходу. Очевидно, фактическая длина трассы в связи с наличием криволинейных участков будет меньше, чем измеренная. В связи с этим на каждом закруглении вычисляют величину поправки — домера, представляющего собой разницу длин по прямым (тангенсам) и по кривой: Д = 2Т-К..
- 1.Геодезия, ее задачи, роль в хоз.Деят-ти, подразделение на отдельные дисциплины. Современные представления о форме и размерах земли.
- 2. Географические координаты. Плоские прямоугольные координаты в системе Гаусса-Крюгера. Система условных плоских прямоугольных координат. Особенности и области применения системы координат.
- 3. Основные формы рельефа. Способы изображения рельефа на планах и картах. Горизонтали и их свойства.
- 4.Определение отметок точек на карте. Определение крутизны ската. Проведение на карте линии заданного уклона. Построение профиля местности.
- 5. Номенклатура топографических карт масштабов 1:1000000-1:10000. Размеры рамок карт.
- 6.Масштабы: численный, линейный, поперечный. Точность масштаба.
- 8.Румбы, их виды и связь с азимутами и дирекционными углами. Определение азимутов и румбов при помощи буссолей.
- 9.Основные виды геодезических измерений. Единицы измерений. Понятие об ошибках измерений. Классификация ошибок. Случайные ошибки, их свойства. Абсолютные и относительные ошибки.
- 11. Принцип измерения горизонтального угла. Классификация теодолитов. Устройство теодолита.
- 12. Основные оси теодолитов. Лимб и алидада. Отсчетные приспособления теодолитов. Отсчитывание по лимбу при помощи штрихового и шкалового микроскопов.
- 13.Зрителные трубы и уровни геодезических приборов. Их назначение, устройство, основные параметры. Установка зрительной трубы для наблюдений.
- 14.Поверки и юстировка теодолитов т30 (2т30).
- 15. Установка теодолита в рабочее положение. Способы и точность центрирования. Измерение горизонтальных углов способом приемов и способом круговых приемов.
- 16.Основные факторы, влияющие на точность измерения горизонтального угла. Средняя квадратическая ошибка измерения горизонтального угла.
- 17. Устройство вертикального круга теодолита. Измерение вертикальных углов теодолита . Место нуля вертикального круга. Измерение вертикальных углов эклиметром.
- 18.Основные типы приборов для линейных измерений, их точность. Нитяной дальномер. Принцип работы оптических, радио - и светодальномеров.
- 19.Компарирование мерных приборов. Методика измерения линий стальной штриховой лентой. Введение поправок в результаты измерений. Точность измерения расстояний мерной лентой.
- 20.Системы высот, применяемые в геодезии. Понятие об отметке точки и превышения. Задачи и методы нивелирования. Сущность и способы геометрического нивелирования.
- 21.Классификация нивелиров. Устройство нивелиров с цилиндрическим уровнем. Нивелирные рейки.
- 22.Основные оси, поверки и юстировка нивелира н-3 (нв-1).
- 24.Точность геометрического нивелирования. Основные факторы, влияющие на точность определения превышения. Средняя квадратическая ошибка взгляда, ошибка превышения на станции.
- 25. Тригонометрическое нивелирование, его точность. Вывод основной формулы тригонометрического нивелирования.
- 27. Назначение и схема построения государственной нивелирной сети.
- 29. Сущность и виды топографических съемок
- 30. Плановые съемочные геодезические сети.
- 32. Сущность теодолитных съемок и их назначение
- 35. Мензульная съемка
- 36. Нивелирование поверхности
- 37. Общие сведения о проектировании автомобильных
- 38. Камеральное и полевое трассирование автомобильных дорог. Этапы полевого трассирования. Пикетажная книжка. Контроль трассирования.
- 39. Расчет пикетажного обозначения и разбивка на местности главных точек круговой кривой. Вынос пикетов с касательной на кривую. Детальная разбивка кривых.
- 42. Способы определения площадей земельных участков.
- 42. Аналитический способ опред. Площадей зем. Уч-ков.
- 43. Построение геоодезических сетеёй сгущения. Измерение гориз. Углов. Теод., применяемые при построении геод. Сетей сгущ.
- 44. Цмм и ммм. Виды цмм. Задачи, решаемые с использованием цмм и ммм.