logo search
шпорки

10. География машиностроения

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35—40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии. Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) — вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение включает в себя автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиастроение. Отечественная автомобильная промышленность выпускает легковые, грузовые машины, автобусы, троллейбусы. Первые крупные предприятия этой отрасли были построены в Москве, Ярославле и Нижнем Новгороде. Производство автомобилей концентрируется в немногих компаниях мира. Так, четыре крупнейших из них («Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота») выпускают почти половину всех автомобилей в мире, а вместе с пятью другими меньшими — более 3/4. Географию мировой автомобильной промышленности определяют Западная Европа, Северная Америка и Япония. Суммарно на них приходится 80 % выпуска всех видов автомашин. Лидером отрасли стала Западная Европа (31 %), где выделяются Германия, Франция, Испания. Авиационная промышленность в Западной Европе сложилась в немногих странах (Франция, Великобритания, Германия), изготавливающих пассажирские авиалайнеры и лишь некоторые типы военных самолетов. Европейские фирмы объединились в консорциум. Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость, трудоемкость) при ншысокой цене готовой продукции привела к резкому падению производства судов в Западной Европе и США. Оно переместилось в страны Азии, где выделяются Япония (до половины судов в мире), Республика Корея и КНР. Эти азиатские страны стали экспортерами судов мирового значения. В России: Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов, Смоленск, Ростов - на - Дону, Таганрог. Производство железнодорожного оборудования — старейшая отрасль, производящая локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих в мире по роли железных дорог.

Сельскохозяйственное машиностроение явно тяготеет к местам потребления готовой продукции, причем специализация предприятий находится в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства разных районов страны. Так производство зерновых комбайнов сосредоточено на Северном Кавказе (Ростов, Таганрог), в Сибири (Красноярск), льноуборочных машин в Центральном районе (Бежецк), картофелеуборочных (Рязань, Тула), силосоуборочных (Люберцы).

Экологические и экономические аспекты природопользования и охраны природы.

Экологические аспекты природопользования – учет при принятии решений внутренних закономерностей функционирования экосистем, рассматриваемых в факториальной и популяционной экологии: характера и направленности происходящих сукцессий, трофической структуры биоценозов, состояния составляющих их популяций.

Экономические аспекты природопользования – учет при принятии практических решений в природопользовании экономических отношений, действующих в природно-хоз. территориальных системах, прогноз экологических последствий хозяйственных решений, использование экономических рычагов (налоги, платежи, инвестиции) в целях оптимитизации природопользования

12. Строение и развитие речных долин.

Долина (речная) — речные долины представляют собой очень сложную, разветвленную и в то же время связанную между собой единую систему ландшафтов. Они четко обособлены в физико-географическом отношении и резко контрастируют по своей морфологии с окружающими материковыми ландшафтами. Постоянно меняющий направление, блуждающий речной поток приводит к большой изменчивости долинного ландшафта, к его непрерывной и глубокой перестройке. Речные долины постоянно омолаживаются, в них всегда можно наблюдать как самые начальные стадии формирования рельефа и развития биогеоценозов, так и более поздние.

Специфичны для речных долин и не имеют аналогов среди зональных типов ландшафтов гидрологические особенности: весенне-летние половодья, дождевые и ветровые паводки. Единство речных долин проявляется в большой синхронности разливов на всем продольном профиле долины. Поймы равнинных рек служат хорошими сенокосными угодьями; в безопасных от эрозии местах распахиваются, террасы также используются под посев всевозможных сельскохозяйственных культур, часто служат местом расположения населённых пунктов (особенно в горных странах); склоны долин нередко бывают покрыты лесом.

Зачаточными формами речных долин являются промоины, балки, овраги, создаваемые непостоянными (периодическими) водотоками. Долины обычно образуют целые системы; одна долина открывается в другую, эта, в свою очередь, в третью и т. д., пока их сливающиеся водотоки одним общим руслом не впадут в какой-либо водоём. У долины различают склоны и дно. У молодых долин дно бывает неразвито, а склоны подходят к самой реке, являясь одновременно берегами текущей в ней реки.

Склоны долины могут быть высокими или низкими, крутыми или пологими. По крутизне оба склона долины бывают одинаковыми либо различными (асимметричными). У асимметричных долин Северного полушария более крутым чаще бывает правый, а в Южном полушарии — левый склон. Различаются горные и равнинные долины. Для первых характерна значительная глубина при относительно небольшой ширине и неравномерное падение продольного профиля. Вторые, как правило, широки, имеют незначительную глубину и крутизну склонов, небольшие уклоны и т. п.

В своём верховье долина чаще всего начинается водосборной воронкой или ледниковым цирком. Реже встречаются долины с открытыми верховьями. Устьевая (нижняя) часть долины часто сопровождается дельтой или конусом выноса, либо представляет залив водоёма, в который впадает река, в виде губы или эстуария.

Долина, кроме флювиальной, то есть сформированной действием текучей воды, также может быть тектонической, если её появление связано с геологическим строением рельефа. К таковым относятся Алайская долина в Средней Азии и Калифорнийская долина в Северной Америке.

Горные долины отличаются от равнинных большей глубиной и крутизной склонов при значительно меньшей ширине и с более узким, нередко ступенчатым днищем. Дно равнинных древних долин состоит из русла и поймы, изрытой старицами. Склоны более молодых долин обрывистые или выпуклые, а более древних — вогнутые, а чаще ступенчатые. Ступени склонов называются террасами, переходящими в коренной склон к междуречным пространствам.

Молодые речные долины часто не имеют террас, а пойма встречается не везде. Их поперечный профиль принимает V-образную форму. Дно речных долин, по которым проходил некогда ледник, принимает корытообразную форму.

Долины в податливых к размыву горных породах значительно шире, чем в породах кристаллических. В ландшафтных зонах с избыточной влажностью долины встречаются значительно чаще, чем в аридных зонах, а ширина их больше. К устьям долины расширяют их террасы, а склоны выполаживаются.