logo
шпорки

1. Геодезические работы на трассе линейного сооружения.

Проектирование, а затем строительство инженерного сооружения ведется на основе комплекса работ, называемых инженерными изысканиями. Основная задача инж. изысканий - изучение природных и экономических условий района бу­дущего строительства.

В ходе изысканий для линейных сооружений в первую очередь решают вопрос о плановом и высотном положении трассы.

Трасса - линия, определяющая ось проектируемого лин. сооружения, обозначенная на местности, нанесенная на карту или заданная координатами осн. точек в ЦММ.

К линейным сооружениям отн-ся: дороги, трубопроводы, ЛЭП и т.п.

Главная задача И.Г.И-ий сооруж-ий линейного типа сводится к определению на местности оси сооруж-ия (трассы) в плане и по высоте. Существуют разные виды трасс: автодороги, ж\д, трубопроводы, каналы и т.п. Наиболее полной и наи­более типичной явл-ся программа геод-их работ при дорожных изыс-ях. Предварительно на карте мелкого масштаба про­изводят камеральное трассирование дороги намечая наиболее целесообразные направления в двух или трех вариантах. За­тем намеченные варианты рассматривают на картах или планах м-ба 1:10000, 1:5000 и выбирают наилучший вариант. Обычно при проектировании трассы автодороги приходится обходить высотные и контурные препятствия, поэтому наме­чают несколько вариантов трассы. После выбора лучшего варианта приступают к полевому трассированию, при котором выбранный вариант трассы переносят на местность по координатам или по привязочным данным к местным предметам точки начала и конца трассы и вершин углов поворота. Углы поворота измеряются теодолитом, методом приемов, вдоль трассы разбивают пикетаж. При этом начальную точку трассы обозначают нулевым пикетом и закрепляют деревянным колом. Затем в направлении трассы последовательно откладывают отрезки длинной 100 м в горизонтальном проложении. Концы которых также фиксируют деревянными кольями, эти точки называют пикетами и нумеруют их по порядку: ПК 1, ПК 2... . Помимо упомянутых точек закрепляют кольями на оси трассы перегибы скатов, точки пересечения ее с реками, дорогами, подземными и наземными коммун-ми. Каждая такая точка называется плюсовой и ее положение определяется рас­стоянием до нее от ближайшего младшего пикета. Чтобы обеспечить плавность движения транспорта по трассе, прямоли­нейные отрезки ее сопрягают кривыми (клатойда, радиойда, кубическая порабола...). Чаще всего переходные кривые име­ют вид дуги окружности, радиуса R. Если трасса проходит по косогору с поперечным уклоном i =0.2, то на местности разбивают­ся поперечники, распологающиеся перпенд-но трассе, концы поперечников, а также точки пересечения их с трассой и перегибы скатов на них закрепляют кольями. Длины поперечников выбирают в зависимости от ширины дороги. Пара-лельно с разбивкой пикетажа, разбивают кривые и ведут съемку ситуации местности прилегающей к трассе. Обычно ши­рина прилегающей полосы должна быть = 200 м с каждой стороны. Результаты съемки заносят в пикетажный журнал. Пикет-ый журнал ведут в масштабе 1:2000, при сложной ситуации и рельефе применяют более крупный масштаб, в противном случае масштаб журнала уменьшают.

Следующим этпом является техническое нивелирование трассы в прямом и обратном направлениях. При этом в прямом ходе нивелируют пикеты, плюсовые точки, поперечники и главные точки прямой НК, СК, КК. Плюсовые точки оси и концы поперечника нивелируются только по черной стороне рейки, как промежуточные. При нивелировании крутых скатов, когда с одной станции не удается взять отсчет, используют дополнительные точки. Допустимая невязка в привышениях вычисляется по формуле: Fh=50L мм, где L – длина хода в км.

По результатам нивелирования и пикетажного журнала составляют продольный и поперечный профили трассы.