logo search
Беляев НЕФТЕГАЗОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (1-100)

1.2.4. Текущее состояние и развитие нефтегазовой трубопроводной транспортной системы и трубопроводного строительства

Трубопроводная транспортная система занимает исключительно важное место во всей инфраструктуре как нефтяной, так и газовой промышленности. Производственная инфраструктура объектов и со­оружений газовой промышленности приведена в главах II части. Тру­бопроводы связывают места добычи с местами переработки и потреб­ления нефти и газа. Это своего рода «кровеносные сосуды» как неф­тегазового комплекса, так и, пожалуй, всей экономики. Различают трубопроводы нескольких видов:

средственные места добычи с местами первичной обработки неф­ти или газа и подготовки их для магистральной транспортировки;

• магистральные трубопроводы — трубопроводы, соединяющие пункты первичной обработки с пунктами потребления или пере­ работки и имеющие протяженность в десятки тысяч километров.

В советский период нефтегазовое трубопроводное строительство Развивалось весьма динамично. Вплоть до конца 1980-х гг. темпы уве­личения объемов строительства как нефтепроводов, так и газопрово­дов постоянно повышались.

В конце 80-х годов объем строительства магистральных нефтепро-водов несколько снизился; объем строительства газопроводов в этот

38 Часть I, Основы нефтегазового дела

ж е период, наоборот, возрос (рис. 1.2.7; см. цветную вклейку). После снижения (более чем в 3 раза) объема импорта иностранных труб боль­шого диаметра в 1990 г. был впервые сорван намечавшийся план строительства и ремонта магистралей: так, в 1990 г. было отремонти­ровано только 1924 км газовых магистралей против 3260 км по плану.

Этот год явился переломным в истории тогда еще советского неф­тегазового строительства. Несмотря на планировавшийся в 1991 г. рез­кий рост объема строительства газовых магистралей (5300 км и 48 ком­прессорных станций), фактические результаты оказались на уровне предыдущего года; начал возрастать дефицит мощностей по ремонту трубопроводов — уже в тот период около 65 тыс. км нефтяных тру­бопроводов требовали ремонта.

В частности, не оправдала себя технология изоляции трубопро­водов непосредственно на месте производства работ; имевшиеся производственные мощности (два завода в Харцизске, Волжске и позднее — в Новокуйбышевске) могли выпускать трубы с заводской изоляцией общим объемом 850 тыс. т в год, т. е. около 15% от потреб­ностей.

После распада Советского Союза и последовавшего за этим разва­ла промышленности объем строительства и реконструкции трубопро­водов резко снизился, что видно из рис. 1.2.7.

Только в последние несколько лет появилась устойчивая тенденция возрождения нефтяной и газовой промышленности. Принята Програм­ма реконструкции и технического перевооружения газотранспортных систем РФ на период до 2015 г. Ведущие нефтяные компании имеют собственные программы ремонта и реконструкции трубопроводов; к сожалению, все они выполняются в недостаточной степени.

К числу основных новых, а также строящихся и реконструируе­мых магистральных трубопроводов следует отнести: