Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 41
Протяженность продуктопроводов к 1991 г. превышала 20 000 км (по некоторым сведениям — на 3—4 тыс. км больше, что может объясняться включением в отчетность построенных, но не введенных в эксплуатацию трасс, а также тем, что некоторые из них относились к так называемым «закрытым» объектам).
Система нефтепроводов старше газопроводной системы. С этим связана их относительно большая аварийность (0,53 случая на 1 км в среднем).
Следует отметить отсутствие за рассматриваемый период новых технических решений перекачивающих станций, а также недостаточно энергичные темпы работ по ремонту и модернизации существующего парка насосных агрегатов.
К концу 2004 г. общая протяженность нефтепроводов и продукто-проводов РФ (не рассматриваются трубопроводы СНГ, начиная с 1999 г.) составила 80,25 тыс. км, увеличившись, таким образом, за данный период на 20,1 тыс. км.
В настоящее время эксплуатация системы нефтепроводов осуществляется силами АК «Транснефть», в состав которой входят следующие компании, имеющие статус АО: «Урало-Сибирские МН», «При-волжскнефтепровод», «Транссибнефть», «Северо-Западные МН», «Верхне-Волжские МН», «МН Центральной Сибири», «Северные МН», «Черномортранснефть», МН «Дружба», «Сибнефтепровод». Общая численность работников компании составляет порядка 60 тыс. чел.
В дополнение к этому АК «Транснефть» располагает специальными управлениями по ремонту и подразделениями по ликвидации аварий. Бывшие республиканские управления (Азербайджан, Украина, Белоруссия, Туркменистан и др.) вышли из Транснефти в 1992 г.
В настоящее время нефтепроводы становятся основным узким местом, сдерживающим развитие российских экспортных возможностей и соответственно развитие нефтяного сектора экономики. В связи с этим именно строительство нефтепроводов становится основным вопросом в разработке и реализации международных нефтяных проектов.
По ходу разработки новых месторождений, роста добычи и выхода на новые рынки необходимость в новых экспортных маршрутах будет только увеличиваться. Российские нефтяные компании готовы нести существенные капитальные затраты на разработку новых маршрутов (прокладку нефтепроводов, строительство терминалов и т. п.), но для более интенсивного трубопроводного строительства, естественно, необходимо участие зарубежных инвесторов и партнеров.
42 Часть I. Основы нефтегазового дела
К числу наиболее привлекательных крупных проектов развития нефтяных транспортных трубопроводных систем можно отнести следующие:
Балтийская трубопроводная система (БТС). По Балтийской тру бопроводной системе предполагается прокачивать основные объемы экспортной нефти с месторождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций. В составе первой очереди Балтийской трубопроводной системы протяжен ностью 457 км расширен и реконструирован нефтепровод Яро славль—Кириши, построены новый нефтепровод Кириши— Приморск и терминал по наливу нефти в Финском заливе в рай оне г. Приморска. БТС предусматривает поэтапное развитие с доведением экспорта нефти до 30 млн т в год. В декабре 2001 г. введена в эксплуатацию I очередь БТС на объем 12 млн т экспор та нефти в год. Вопрос о расширении экспортных мощностей до 18 млн т в год либо об увеличении пропускной способности БТС сразу до 30 млн т в год будет решен Транснефтью в ближайшее время. Стоимость сооружения первой очереди БТС превысила 460 млн долл. США. Расширение мощности до 18 млн т по оцен кам Транснефти обойдется еще в 240 млн долл.;
соединение нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Интеграция нефтепроводов позволит российским нефтяникам выйти прак тически на все мировые рынки через глубоководный порт Оми- шаль (Хорватия), способный принимать танкеры дедвейтом до 500 тыс. т. Предполагается поэтапная реализация проекта. На первом этапе объем транспортировки составит 5 млн т нефти в год. Наиболее активное участие в этом проекте принимает ком пания ЮКОС;
строительство нефтепровода «Бургас—Александруполис». Реа лизация этого проекта даст возможность транспортировать нефть из России и стран СНГ на средиземноморский рынок, минуя пролив Босфор (пропускная способность маршрута из Черного моря в Средиземное жестко ограничена шириной про лива), из греческого порта Александруполис. В этом проекте за интересованы и Россия, и Казахстан, и Азербайджан, так как этот маршрут прежде всего нацелен на транспортировку каспий ской нефти. Пока проект находится на стадии разработки — предполагается, что на первом этапе объемы транспортировки нефти по этому маршруту могут составить 15—23 млн т в год (оценка компании Транснефть). Маршрут Бургас—Александру- полис дополняет тем самым маршрут транспортировки каспий-
- Глава 1. Нефть и газ в истории
- 1.1. История развития и современное состояние нефтегазового бизнеса
- 1.1.1. Об истории развития мировой индустрии нефти и газа
- 1.1.2. Тенденции развития энергетики
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 9
- М ировые запасы газа, 2003 г. -174,2 трлн куб. М*
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 11
- Мировые запасы газа, 2003 г. -174,2 трлн куб. М*
- Мировые запасы нефти, 2003 г. - 200,7 млрд т**
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 13
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 15
- 1.1.3. Технологический прогресс в сфере тэк
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 17
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 19
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 21
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 23
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 25
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 27
- 1.2. Место и роль нефтегазового комплекса в современной мировой и российской экономике
- 1.2.2. Текущее состояние и динамика развития запасов и добычи нефти и газа
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 29
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 31
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 33
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 35
- 1.2.3. Современные тенденции в экспорте российской нефти и газа
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 37
- 1.2.4. Текущее состояние и развитие нефтегазовой трубопроводной транспортной системы и трубопроводного строительства
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 39
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 41
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 43
- 1.2.5. Проблемы современного состояния нефтегазостроительного комплекса
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 45
- 1.2.6. Основы законодательно-нормативного обеспечения нефтегазового бизнеса
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 47
- Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 49
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений
- 2.1. Основы нефтегазопромысловой геологии
- 2.1.1. Состав и формы залегания горных пород. Состав нефти и газа. Образование месторождений нефти и газа
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 51
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 53
- 2.1.2. Методы поиска и разведки нефтяных и газовых месторождений
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 55
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 57
- 2.1.3. Этапы поисково-разведочных работ
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 59
- 2.2. Бурение нефтяных и газовых скважин
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 61
- 2.2.2. Классификация способов бурения
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 63 Рис. 2.2.1. Классификация способов бурения скважин на нефть и газ
- 2.2.3. Буровые установки, оборудование и инструмент
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 65
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 67
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 69
- Часть I. Основынефтегазового-дела
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 73
- 2.2.4. Цикл строительства скважины
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 75
- Часть I. Основы нефтегазового дела
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 77
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 79
- 2.2.5. Промывка скважин
- 2.3. Добыча нефти и газа
- 2.3.1. Этапы и режимы добычи нефти и газа
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 81
- Часть I. Основы нефтегазового дела
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 83
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 85
- Часть I. Основы нефтегазового дела
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 87
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 89
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 91
- 2.3.2. Эксплуатация нефтяных и газовых скважин
- Часть I. Основы нефтегазового дела
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 93
- Часть I. Основы нефтегазового дела
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 95
- Часть I. Основы нефтегазового дела
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 97
- Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 99
- 2.3.3. Системы сбора нефти на промыслах