logo
Беляев НЕФТЕГАЗОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (1-100)

Глава 1. Нефть и газ в истории и развитии цивилизации 41

Протяженность продуктопроводов к 1991 г. превышала 20 000 км (по некоторым сведениям — на 3—4 тыс. км больше, что может объяснять­ся включением в отчетность построенных, но не введенных в эксплуа­тацию трасс, а также тем, что некоторые из них относились к так называемым «закрытым» объектам).

Система нефтепроводов старше газопроводной системы. С этим связана их относительно большая аварийность (0,53 случая на 1 км в среднем).

Следует отметить отсутствие за рассматриваемый период новых технических решений перекачивающих станций, а также недостаточ­но энергичные темпы работ по ремонту и модернизации существую­щего парка насосных агрегатов.

К концу 2004 г. общая протяженность нефтепроводов и продукто-проводов РФ (не рассматриваются трубопроводы СНГ, начиная с 1999 г.) составила 80,25 тыс. км, увеличившись, таким образом, за данный период на 20,1 тыс. км.

В настоящее время эксплуатация системы нефтепроводов осуще­ствляется силами АК «Транснефть», в состав которой входят следую­щие компании, имеющие статус АО: «Урало-Сибирские МН», «При-волжскнефтепровод», «Транссибнефть», «Северо-Западные МН», «Верхне-Волжские МН», «МН Центральной Сибири», «Северные МН», «Черномортранснефть», МН «Дружба», «Сибнефтепровод». Общая численность работников компании составляет порядка 60 тыс. чел.

В дополнение к этому АК «Транснефть» располагает специальны­ми управлениями по ремонту и подразделениями по ликвидации ава­рий. Бывшие республиканские управления (Азербайджан, Украина, Белоруссия, Туркменистан и др.) вышли из Транснефти в 1992 г.

В настоящее время нефтепроводы становятся основным узким ме­стом, сдерживающим развитие российских экспортных возможно­стей и соответственно развитие нефтяного сектора экономики. В свя­зи с этим именно строительство нефтепроводов становится основным вопросом в разработке и реализации международных нефтяных про­ектов.

По ходу разработки новых месторождений, роста добычи и выхо­да на новые рынки необходимость в новых экспортных маршрутах бу­дет только увеличиваться. Российские нефтяные компании готовы нести существенные капитальные затраты на разработку новых мар­шрутов (прокладку нефтепроводов, строительство терминалов и т. п.), но для более интенсивного трубопроводного строительства, естест­венно, необходимо участие зарубежных инвесторов и партнеров.

42 Часть I. Основы нефтегазового дела

К числу наиболее привлекательных крупных проектов развития нефтяных транспортных трубопроводных систем можно отнести сле­дующие: