logo
Беляев НЕФТЕГАЗОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (1-100)

1.2.6. Основы законодательно-нормативного обеспечения нефтегазового бизнеса

Деятельность в сфере нефтегазового строительства ранее базировалась на законодательно-нормативной базе, структура которой представлена на рис. 1.2.10.

I Федеральные законы РФ, постановления Правительства I

Федеральные нормативные документы

С троительные нормы и Рекомендательные Государственные стандарты

правила нормативные документы ГОСТ СНиП I PHД I

Административно- I I территориальные нормы Производственно-отраслевая нормативная документация

Т ерриториаль- Строительно- _

ные Правила техно Отраслевые Стандарты Технические

строительные Правила логические стандарты предприятий Условия

нормы инструкции нормы СТН ОСТ СТП ТУ

тсн

Рис. 1.2.10. Структура нормативно-законодательного обеспечения нефтегазового строительства

В настоящее время происходит принципиальное реформирование нормативно-законодательной базы нефтегазового бизнеса с позиций Усиления государственного регулирования.

Государственное регулирование нефтегазового бизнеса включает в себя следующие основные направления (укрупненно):

• недропользование, т. е. установление правовых, экономических и организационных основ рационального использования и охраны

46 Часть I. Основы нефтегазового дела

недр. К этому направлению относятся в первую очередь: закон «О недрах» (следует отметить, что первый Закон «О недрах» был принят еще в 1992 г. и претерпел за прошедшее время массу по­правок, а в настоящее время подготовлен и проходит согласова­ние новый федеральный закон «О недрах»); федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (принятв 1995 г.), в котором устанавливаются правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции;

Нормативное обеспечение нефтегазового строительства на феде­ральном, административно-территориальном и производственно-от­раслевом уровнях в настоящее время определяется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г., вступил в силу с 1 июля 2003 г.), который заме­няет ранее действовавшие законы «О стандартизации» и «О серти­фикации продукции и услуг».

Новая система технического регулирования дает три вида докумен­тов, которые должны прекратить действие прежней системы техни­ческого нормирования.

Первый — технический регламент, который утверждается на уров­не федерального закона, в частности, это градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, которые работают на строительство.

Второй — национальные стандарты. В отличие, например, от ГОС­Та, который рассматривался как нормативный документ наивысше­го уровня, обязательный для исполнения, по требованиям нового фе­дерального закона все стандарты становятся рекомендательными. К таким документам относятся также СНиП и пр.