logo
Беляев НЕФТЕГАЗОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (1-100)

Глава 2. Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений 69

Р отор передает вращательное движение бурильному инструменту, поддерживает на весу колонну бурильных или обсадных труб и вос­принимает реактивный крутящий момент колонны, создаваемый за­бойным двигателем. Ротор состоит из станины, во внутренней полости которой установлен на подшипнике стол с укрепленным зубчатым венцом, вала с цепным колесом с одной стороны и конической шестерней с другой, кожуха с наружной рифленой поверхностью, вкладышей и зажимов для ведущей трубы. Во время работы враща­тельное движение от лебедки с помощью цепной передачи сообщает­ся валу и преобразуется в поступательное вертикальное движение ведущей трубы, зажатой в роторном столе зажимами.

Силовой привод обеспечивает функционирование всей буровой уста­новки — он снабжает энергией лебедку, буровые насосы и ротор.

Привод буровой установки может быть дизельным, электрическим, дизель-электрическим и дизель-гидравлическим. Дизельный привод применяют в районах, не обеспеченных электроэнергией необходи­мой мощности. Электрический привод от электродвигателей перемен­ного и постоянного тока отличается простотой в монтаже и эксплуа­тации, высокой надежностью и экономичностью, но применим толь­ко в электрифицированных районах. Дизель-электрический привод из дизеля, который вращает генератор, питающий, в свою очередь, элек­тродвигатель. Дизель-гидравлический привод состоит из двигателя внутреннего сгорания и турбопередачи. Последние два типа привода автономны, но в отличие от дизельного не содержат громоздких ко­робок перемены передач и сложных соединительных частей, имеют удобное управление, позволяют плавно изменять режим работы ле­бедки или ротора в широком диапазоне.

Суммарная мощность силового привода буровых установок состав­ляет от 1000 до 4500 кВт. В процессе бурения она распределяется на при­вод буровых насосов и ротора. При проведении спускоподъемных опе­раций основная энергия потребляется лебедкой, а остальная часть — компрессорами, вырабатывающими сжатый воздух, используемый в ка­честве источника энергии для автоматического бурового ключа, подвес­ного бурового ключа, пневматического клинового захвата и др.

Циркуляционная система буровой установки служит для сбора и очистки отработанного бурового раствора, приготовления новых его порций и закачки очищенного раствора в скважину. Она включает в себя систему отвода использованного раствора от устья скважины, механические средства отделения частичек породы (вибросито, гид-роциклоны), емкости для химической обработки, накопления и отстоя очищенного раствора, шламовый насос, блок приготовления свежего раствора и буровые насосы для закачки бурового раствора по нагнета­тельному трубопроводу в скважину.

К привышечным сооружениям относятся:

  1. помещение для размещения двигателей и передаточных меха­низмов лебедки;

  2. насосное помещение для размещения буровых насосов и их дви­гателей;

  3. приемные мостки, предназначенные для транспортировки бу­рового технологического оборудования, инструмента, материа­лов и запасных частей;

  1. запасные резервуары для хранения бурового раствора;

  2. трансформаторная площадка для установки трансформатора;

  1. площадка для размещения механизмов по приготовлению буро­вого раствора и хранения сухих материалов для него;

  2. стеллажи для размещения труб.

В качестве забойных двигателей при бурении используют турбо­бур, электробур и винтовой двигатель, устанавливаемые непосредст­венно над долотом.

Турбобур — это многоступенчатая турбина (число ступеней до 350), каждая ступень которой состоит из статора, жестко соединенного с корпусом турбобура, и ротора, укрепленного на валу турбобура. По­ток жидкости, стекая с лопаток статора, натекает на лопатки ротора, отдавая часть своей энергии на создание вращательного момента, сно­ва натекает на лопатки статора и т. д. Хотя каждая ступень турбобура развивает относительно небольшой момент, благодаря их большому количеству, суммарная мощность на валу турбобура оказывается до­статочной, чтобы бурить самую твердую породу.

При турбинном бурении в качестве рабочей используется промы­вочная жидкость, двигающаяся с поверхности земли по бурильной ко­лонне к турбобуру. С валом турбобура жестко соединено долото. Оно вращается независимо от бурильной колонны.

При бурении с помощью электробура питание электродвигателя осуществляется через кабель, укрепленный внутри бурильных труб. В этом случае вместе с долотом вращается лишь вал электродвигате­ля, а его корпус и бурильная колонна остаются неподвижными.

Основными элементами винтового двигателя являются статор и ротор. Статор изготовлен нанесением специальной резины на внут­реннюю поверхность стального корпуса. Внутренняя поверхность ста­тора имеет вид многозаходной винтовой поверхности. А ротор изго­товляют из стали в виде многозаходного винта. Количество винтовых линий на одну меньше, чем у статора Ротор расположен в статоре с эксцентриситетом. Благодаря этому, а также вследствие разницы чисел заходов в винтовых линиях стато­ра и ротора их контактирующие поверхности образуют ряд замкну­тых полостей — шлюзов между камерами высокого давления у верх­него конца ротора и пониженного давления у нижнего. Шлюзы пере­крывают свободный ток жидкости через двигатель, а самое главное — именно в них давление жидкости создает вращающий момент, пере­даваемый долоту.

Инструмент, используемый при бурении, подразделяется на основ­ной (долота) и вспомогательный (бурильные трубы, бурильные зам­ки, центраторы).

Как уже отмечалось, долота бывают лопастные, шарошечные, ал­мазные и твердосплавные (рис. 2.2.4).

Рис. 2.2.4а. Лопастное долото: 1 головка с присоединительной резьбой; 2 корпус; 3 лопасть; 4 промывочное отверстие; 5твердосплавное покрытие; 6 режущая кромка

Лопастные долота (рис. 2.2.4а) выпускаются трех типов: двухлопаст­ные, трехлопастные и многолопастные. Под действием нагрузки на за­бой их лопасти врезаются в породу, а под влиянием вращающего момента — скалывают ее. В корпусе долота имеются отверстия, через которые жидкость из бурильной колонны направляется к забою сква­жины со скоростью не менее 80 м/с. Лопастные долота применяются при бурении в мягких высокопластичных горных породах с ограничен­ными окружными скоростями (обычно при роторном бурении).

-

72