logo
Изучение геологических процессов на территории Самарской области

5.2 Естественный камень в облицовке Самарского метрополитена

Станция метро Спортивная

1. Станция «Спортивная» -- колонная станция неглубокого заложения (глубина заложения - 8 метров), расположенная на улице Юрия Гагарина. «Спортивная» получила свое название от несуществующего футбольного стадиона, строительство которого планировалось рядом со станцией. Она вошла в состав второй очереди строительства и была открыта 25 марта 1993 года. Оформление третьей станции второго пускового участка самарского метро, проектировал Владимир Николаевич Блохин, архитектор института Средволгогопроводхоз в сотрудничестве с главным художником города Александром Федоровичем Темниковым. В институте были подготовлены еще два проекта интерьера «Спортивной», но технический совет в Москве выбрал работу Блохина.

«Мой проект, наверное, понравился своей незатейливостью. И был самым технологичным, -- считает Владимир Николаевич. -- Это транспортное сооружение... Значит, здесь отделка должна быть более прочной, чтобы на нее не влияли ни сотрясения, ни вибрации. И чтобы ухаживать за ней -- мыть, чистить -- было легко и просто»

«Спортивная» является островной станцией, так как платформа расположена посередине, между двумя рельсами. На станции построен только один вестибюль, соединенный с подземным переходом лестницей, которая облицована серым гранитом.

Гранит мелкозернистый, массивный, серого цвета. Минералогический состав гранитов: кварц, полевые шпаты, слюда, и очень малое содержание рудных металлов.

Стены входной лестницы обложены мраморной плиткой розово-кремовых оттенков в верхней части и серо-голубой - в нижней.

Мрамор - крупнозернистая порода, имеющая мономинеральный кальцитовый состав. Мрамор редко бывает однотонным. Лимонит окрашивает его в желтый цвет, а голубой оттенок обычно обусловлен примесями графита и битума.

Освещение на станции производится лампами дневного света.

Также нами были обнаружены протечки грунтовых вод.

Когда в сентябре 1984 года началась проходка тоннелей от станции метро «Советской», она велась двумя тоннельными отрядами -- №30 и №35. Это делалось для того, чтобы вода самотеком «под горку» выходила из построенных тоннелей.

2. Пол.

Владимир Николаевич добавил: «Обязательно надо, чтобы на станции метро ничто не мешало движению множества снующих по платформе людей. Никаких лишних выступов. И еще -- никакой дробности в оформлении, никаких деталей, которые нельзя воспринять на ходу». Сперва архитектор даже приглядывался к возможности изменить рисунок пола, потому что он «слишком пестрит», но потом все же решил ничего не менять в проекте.

Рисунчатый пол -- один из трех элементов украшения станции. Он покрыт узорчатым гранитом серого и красного оттенка. Красно-розовые граниты, насыщенные округлыми зональными полевошпатными выделениями (овоидами).

3. Стены.

Стены на станции облицованы бледно - серым, почти белым мрамором. На путевых стенных мы рассматривали мозайки на спортивные темы - футболисты, хоккеисты, гимнастки. Они выполнены из белого, серого, синего, красного мрамора и габбро.

Примесь оксида железа окрашивает мрамор в красный цвет, а синий и серый цвета обусловлены примесями графита и битума.

4. Колонны.

Следуя своим принципам Блохин не предусмотрел никаких капителей и каннелюр. Единственная оригинальность колонн в том, что они, прямоугольные в сечении, полого расширяются к верху, точно до ширины низа продольных балок. Они облицованы бледно-серым, почти белым мрамором. Ну и еще, создавая впечатление стройности этих, в общем-то, массивных опор, по осям передних и задних граней колонн пущены вставки -- широкие полосы из серого гранита, которые рассекают колонны вдоль, словно облегчая их.