Введение
Актуальность темы дипломной работы. Крупномасштабная топографическая съемка является самым массовым и востребованным видом работ в составе инженерно-геодезических изысканий, обновлении топографических карт и планов, составлении генеральных планов и рабочих чертежей, планировании и проектировании ландшафтного дизайна и решении вопросов вертикальной планировки. Несмотря на быстрое развитие методов дистанционного зондирования с космических аппаратов, аэрофотосъемка остается одним из основных способов создания и обновления крупномасштабных карт и планов. Наряду с традиционными методами аэрофотосъемки все более востребованной становится съемка с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Получаемые в результате беспилотной аэрофотосъемки цифровые ортофотопланы с наполнением векторными данными и привязкой к внешним базам данных используются как конечный продукт в геоинформационных системах (ГИС), так и как плановая основа для создания цифровых топографических планов и карт.
В последнем случае к геометрической точности отображения элементов местности на ортофотоснимках предъявляются достаточно высокие требования, определяемые действующими нормативными документами [1, 2]. Результаты выполненных экспериментальных исследований и практических работ показали, что аэрофотосъемка с БПЛА может с успехом заменить традиционную аэрофотосъемку и наземные методы сбора пространственных данных с целью создания и обновления топографических и кадастровых планов крупных масштабов [3, 4, 5].
В связи с этим определенный практический интерес представляет экспериментальная проверка геометрической точности ортофотоплана и цифровой модели местности (ЦММ), созданных по материалам аэросъемки выполненной с использованием БПЛА "Геоскан 101". Этим объясняется актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель работы: исследование точности ортофотоплана и ЦММ, созданных по материалам аэрофотосъемки с использованием беспилотного аэрофотосъемочного комплекса "Геоскан 101" и специализированного программного обеспечения (ПО) "Agisoft PhotoScan" при инженерных изысканиях автодороги "Сосново-Дедушкино" Чайковского района Пермского края.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
1) выполнить обзор литературных источников по теме дипломной работы;
2) выполнить измерения координат контрольных точек на ортофотопланах и цифровой модели местности автодороги "Сосново-Дедушкино" в программном комплексе ENVI;
3) выполнить преобразование исходной ЦММ в матрицу высот и разбивку этой матрицы на части размером 1000Ч1000 в программе Surfer 8.0;
4) выполнить вычисление ошибок ЦМР;
5) выполнить статистическую обработку полученных экспериментальных данных;
6) составить смету затрат на создание ортофотоснимков автодороги "Сосново-Дедушкино" с использованием беспилотного аэрофотосъемочного комплекса "Геоскан 101" и специализированного ПО "Agisoft PhotoScan";
7) выполнить анализ безопасности оператора при проведении камеральных работ с помощью ПВМ и организации интерьера помещения для проведения камеральных работ;
Исходные материалы для выполнения работы:
1. литературные источники по теме дипломной работы;
2. ортофотоплан территории объекта в формате jpg с файлом привязки в формате txt;
3. матрица высот в формате txt;
4. каталог координат опознаков;
5. каталог координат съемочных точек.
Используемые программные средства:
1) ENVI для измерения координат контрольных точек;
2) Surfer 8.0 для преобразования ЦМР;
3) библиотека численного анализа ВЦ МГУ для интерполяции;
4) SSP для статической обработки данных;
5) Microsoft Word для оформления дипломной работы.
Краткое содержание работы
В первом разделе рассмотрено современное состояние топографической аэросъемки с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Второй раздел работы посвящен технологии создания топографических планов по материалам аэросъемки с БПЛА "Геоскан".
В третьем разделе выполнено исследование точности ортофотоплана и ЦММ, созданных по материалам аэросъемки с БПЛА автодороги "Сосново-Дедушкино" Чайковского района Пермского края.
В четвертом разделе работы составлена смета затрат для создания ортофотоснимков автодороги "Сосново-Дедушкино" с использованием беспилотного аэрофотосъемочного комплекса "Геоскан 101" и специализированного ПО " Agisoft PhotoScan".
В пятом разделе работы рассмотрены вопросы безопасности жизнедеятельности.
В заключении сформулированы выводы и рекомендации по результатам выполненных исследований.
Общий объем работы составляет 137 страниц, в том числе 42 страницы приложений. Список использованных источников включает 25 наименований.
Работа выполнена на кафедре МДГ и ГИС Пермского национального исследовательского политехнического университета.
- Введение
- 1. Обзор современного состояния топографической аэросъемки с использованием БПЛА
- 1.1 Определение БПЛА, разновидности и основные характеристики
- 1.2 БПЛА различных отечественных и зарубежных производителей
- 1.2.1 Беспилотный вертолет промышленного назначения Scout B1-100
- 1.2.2 Беспилотный летательный аппарат Trimble Gatewing X100
- 1.2.3 Аэрофотосъемочные комплексы Геоскан
- 1.2.3.1 Geoscan 200
- 1.2.3.2 Geoscan 401
- 1.2.3.3 Беспилотный аэрофотосъемочный комплекс GeoScan 101
- 1.3 Практический опыт использования беспилотных летательных аппаратов для проведения аэрофотосъемки
- 1.3.1 Аэрофотосъемка города Томск
- 1.3.2 Опыт применения технологии аэрофотосъёмочных работ с беспилотных летательных аппаратов в горном деле
- 1.3.3 Образовательные проекты
- Выводы по главе
- Выводы по главе