logo
Изучение ортофотоплана и цифровой модели местности, созданных по материалам аэросъемки с беспилотного летательного аппарата автодороги "Сосново–Дедушкино" Чайковского района Пермского края

1.1 Определение БПЛА, разновидности и основные характеристики

БПЛА используются как в гражданских, так и в военных целях: для оперативного проведения аэрофотосъемки, радиовещания, поисково-спасательных работ, разведки и наблюдения, поддержания правопорядка и т.д. БПЛА отличаются большим разнообразием, их конструкция и размеры зависят от задач, для которых они предназначаются. Самолеты и вертолеты наиболее известны, но есть также дирижабли, нановертолеты (свободно помещаются на ладони) и даже аэропланы, работающие на солнечных батареях.

Типы беспилотных летательных аппаратов приведены в таблице 1.1, из которой следует, что беспилотный летательный аппарат (БПЛА или БЛА) - это летательный аппарат без экипажа на борту, использующий аэродинамический принцип создания подъемной силы с помощью фиксированного или вращающегося крыла (БПЛА самолетного и вертолетного типа), оснащенный двигателем и имеющий полезную нагрузку и продолжительность полета, достаточные для выполнения специальных задач [6].

Таблица 1.1 - Типы беспилотных летательных аппаратов

Вид аппарата

Безмоторные

Моторные

Аэростатические

аэростаты

дирижабли

Аэродинамические

Гибкое крыло

Воздушные змеи и аналоги безмоторных аппаратов сверхлегкой авиации (парапланы, дельтапланы и др.)

Аналоги моторных аппаратов сверхлегкой авиации (парапланы, дельтапланы и др.)

Фиксированное крыло

планеры

БПЛА самолетного типа

Вращающееся крыло

БПЛА вертолетного типа

Реактивные

Космические реактивные аппараты

Для выполнения аэрофотосъемки одного БПЛА недостаточно. Необходим аэрофотосъемочный комплекс (АФК), который представляет собой совокупность БПЛА, его приборного оснащения, полезной нагрузки и наземной станции управления (НСУ).

1. Приборное оснащение:

· интегрированная навигационная система;

· приемник спутниковой навигационной системы;

· накопитель полетной информации;

· автопилот.

Задачами автопилота являются пилотирование (автоматический полет по заданному НСУ маршруту, автоматический взлет и посадка, поддержание заданной НСУ высоты и скорости полета, стабилизация углов ориентации, принудительная посадка в случае отказа двигателя или прочих серьезных неполадок) и программное управление бортовыми системами и полезной нагрузкой, например, стабилизация видеокамеры и синхронизация по времени и координатам срабатывания затвора фотоаппарата, выпуск парашюта.

2. К полезной нагрузке для задач аэрофотосъемки относится цифровая фотокамера, как дополнение могут использоваться видеокамера, тепловизор, ИК-камера.

Аэрофотосъемка с БПЛА при установке соответствующего съемочного оборудования позволяет получить цифровые снимки сверхвысокого пространственного разрешения до 2 см.

3. Функции наземного пункта управления:

· слежение за полетом;

· прием данных;

· передача команд управления.

БПЛА различают по способу управления:

· ручное управление оператором (или дистанционное пилотирование) с дистанционного пульта управления в пределах оптической наблюдаемости или по видовой информации, поступающей с видеокамеры переднего обзора. При таком управлении оператор, прежде всего, решает задачу пилотирования: поддержание нужного курса, высоты и т.д.;

· автоматическое управление обеспечивает возможность автономного полета БПЛА по заданной оператором траектории, на заданной высоте с заданной скоростью и со стабилизацией углов ориентации. Автоматическое управление осуществляется с помощью бортовых программных устройств;

· полуавтоматическое управление (или дистанционное управление) - полет осуществляется автоматически без вмешательства человека с помощью автопилота по первоначально заданным параметрам, но при этом оператор может вносить изменения в маршрут в интерактивном режиме. Таким образом, оператор имеет возможность влиять на результат функционирования, не отвлекаясь на задачи пилотирования [7].

Радиоуправляемые авиамодели, имеющие ручной способ управления не могут использоваться для выполнения серьезных целевых задач. БПЛА с автоматическим и полуавтоматическим способом управления наиболее востребованы, т.к. предъявляют наименьшие требования к подготовке персонала и обеспечивают безопасную и эффективную эксплуатацию. Полностью автоматическое управление может быть оптимальным решением для задач аэрофотосъемки заданного участка, когда нужно снимать на большом удалении от места базирования вне контакта с наземной станцией. В то же время, поскольку за полет отвечает лицо, осуществляющее запуск, то возможность влиять на полет с наземной станции может помочь избежать внештатных ситуаций.

Беспилотные летательные аппараты принято классифицировать по таким взаимосвязанным параметрам, как масса, время, дальность и высота полета. Выделяют следующие классы аппаратов:

· сверхлегкие: до 10 кг, время полета около 1 ч, высота до 1 км;

· легкие: до 50 кг, время полета несколько часов, высота до 3-5 км;

· средние - вес до 1000 кг, время 10-12 ч, высота до 9-10 км;

· тяжелые - высота полета до 20 км, время полета 24 ч и более.

Следует отметить, что сверхлегкие БПЛА не позволяют оборудовать их сложной высокоточной съемочной аппаратурой, так как они существенно ограничены в весе полезной нагрузки. Кроме того, эти аппараты сильно подвержены влиянию погодных условий (например, для БПЛА весом до 2 кг накладываются ограничения применения по скорости ветра до 10 м/с). Однако оборудование таких аппаратов позволяет проводить съемку для целей оперативного мониторинга наводнений, пожаров и др. Для проведения высокоточной аэрофотосъемки желательно использовать аппараты легкого и среднего класса, так как на них можно разместить более совершенную съемочную и стабилизирующую аппаратуру.