1.2.3.3 Беспилотный аэрофотосъемочный комплекс GeoScan 101
Комплекс GeoScan 101 (рис.1.6) предназначен для ведения аэрофотосъёмки в автоматическом режиме по предварительно заданной программе. Технические характеристики GeoScan101 приведены в таблице 1.7 [8].
Рисунок 1.6 - БПЛА GeoScan 101
Таблица 1.7 - Характеристики GeoScan101
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
||
Продолжительность полета |
до 1 часа |
|
Радиус действия |
25 км |
|
Минимальная / минимальная скорость |
54-108 км/ч |
|
Рабочая (крейсерская) скорость |
60 км/ч |
|
Высота полета |
100-3000 м |
|
Рабочая высота полета |
120-200 м |
|
Площадь участка съемки за 1 полёт при разрешении 4 см/пикс |
3-4 км2 |
|
Взлетная масса / Масса БПЛА, снаряженного фотоаппаратом и аккумуляторной батареей |
2,3 кг |
|
Масса полезной нагрузки (аэрофотосъемочная аппаратура) |
до 0,5 кг |
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ |
||
Размах крыльев |
138 см |
|
Тип двигателя |
Электрический |
|
Взлетный вес |
2 кг |
|
ЗАПУСК / ПОСАДКА |
||
Время подготовки к старту |
10 минут |
|
Запуск |
С катапульты (площадка 50х50м) |
|
Посадка |
Парашют |
|
ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИИ |
||
Диапазон рабочих температур |
-20 ... +40°C |
|
Максимальная скорость ветра у земли |
10 м/с |
Основными частями беспилотного аэрофотосъемочного комплекса являются: корпус, двигатель, бортовая система управления (автопилот), наземная система управления (НСУ) Geoscan Planner 2.1 и аэрофотосъемочное оборудование.
Корпус GeoScan101 изготовлен из легкого пластика кевлара, материала, способного выдержать самую жесткую эксплуатацию, тем самым защитив фотоаппаратуру и средства управления и навигации. Крылья сделаны из легкого и прочного Elapor, за счет эластичности материала они не повреждаются при посадке на неподготовленные площадки.
Все бортовые системы GeoScan101 сведены в одной плате автопилота, а именно, 12 датчиков: З осевых акселерометра, 3 осевых гироскопа, 3 осевых магнитометра, барометр, датчик воздушной скорости. Размер автопилота 50х53 мм, вес 28 г (рис.1.7). Мощный процессор на ядре Cortex M3 500 раз в секунду обрабатывает данные с 16 сенсоров, обеспечивая стабильный полет для фотографий очень хорошего качества.
Рисунок 1.7 - Плата автопилота БПЛА GeoScan101
В БПЛА имеется радиомодем, необходимый для загрузки полетного задания, передачи в наземную систему управления телеметрических данных о полете и текущем местоположении на участке работ.
Программа Geoscan Planner 2.1 представляет собой специально разработанный инструмент для подготовки и осуществления полетов с использованием беспилотного комплекса "Геоскан".
Программа предназначена для расчета прогнозной трассы полета БПЛА, отображения местоположения БПЛА в процессе полета и оценки качества выполнения аэрофотосъемки.
Программа управления полетом БПЛА позволяет реализовать выполнение следующих функций:
1) нанесение района проведения работ на пользовательскую карту;
2) расчет маршрутов полета БПЛА по исходным данным:
· расчет высоты полета БПЛА по масштабу создаваемого цифрового топографического плана и высоте сечения рельефа местности;
· по параметрам цифровой камеры, величине продольного и поперечного перекрытия аэрофотоснимков, максимальной и минимальной высоте рельефа в районе съемки, скорости и направление ветра - расчет времени выполнения полета, количества снимков на район съемки, скорость движения БПЛА, интервалы съемки;
3) в случае, если для покрытия всего района съемки необходимо производить несколько полетов, а также, если старт и посадку БПЛА необходимо выполнять с разных стартовых позиций, - осуществить разбивку района съемки на отдельные участки.
Для оценки качества выполненных аэрофотосъемочных работ производится накидной монтаж полученных цифровых аэрофотоснимков с использованием программы аэрофотосъемочных расчетов. При создании накидного монтажа каждый аэрофотоснимок отображается на цифровой карте. Расположение аэрофотоснимков на карте и их масштаб определяются координатами центральной точки аэрофотоснимка, углом азимута и высотой, полученными в момент фотографирования по данным бортового GPS-приемника.
Помимо обеспечения полета и обеспечения навигации, задачей автопилота так же является управление фотоаппаратом, это необходимо для получения снимков с заданным межкадровым интервалом (как только БПЛА пролетит нужное расстояние от предыдущего центра фотографирования). Если заранее рассчитанный межкадровый интервал не выдерживается стабильно, необходимо настраивать время срабатывания затвора с таким расчетом, чтобы даже при попутном ветре продольное перекрытие было достаточным.
Автопилот должен регистрировать координаты центров фотографирования геодезического спутникового приемника ГЛОНАСС/GPS, чтобы программа автоматической обработки снимков смогла построить модель быстро и привязать ее к местности. Требуемая точность определения координат центров фотографирования зависит от технического задания к выполнению аэрофотосъемочных работ [9].
Применение двухчастотной ГЛОНАСС/GPS спутниковой геодезической системы для определения координат центров снимков позволяет в процессе постобработки получить координаты центров фотографирования с точностью лучше 5 сантиметров. При этом следует учитывать взаимное расположение матрицы фотоаппарата и антенны геодезического приемника (рис. 1.8) [10].
Рисунок 1.8 - Взаимное расположение матрицы фотоаппарата и антенны геодезического приемника
Аэрофотосъемочная аппаратура, установленная на GeoScan101 (рис. 1.9) , позволяет получать снимки с разрешением 2 сантиметра местности на один пиксель.
Рисунок 1.9 - Фотоаппарат, встроенный в корпус GeoScan101
В таблице 1.8 приведены технические характеристики аэрофотосъемочной аппаратуры, которая может использоваться в комплексе GeoScan101 [11, 12].
Таблица 1.8 - Технические характеристики аэрофотосъемочной аппаратуры, которая может использоваться в комплексе GeoScan101
Технические характеристики |
Аэрофотосъемочная аппаратура |
|||
Sony NEX-5 |
Sony NEX-7 |
Sony RX1 |
||
Матрица |
APS-C (23,5 x 15,6 мм) |
APS-C (23,5 x 15,6 мм) |
Exmor, полнокадровая (35,8 x 23,9 мм) |
|
Эффективное разрешение |
16,1 Мпикс |
24,3 Мпикс |
24,3 Мпикс |
|
Размер снимка |
4592x3056, 3344x2224, 2288x1520 |
до 6000 X 4000 |
до 6000 X 4000 |
|
Объектив |
съемный |
съемный |
встроенный Carl Zeiss Vario Sonnar T |
|
Цена в России |
от 22 900 рублей (только аппарат без объектива) |
45-47000 рублей |
119 999 рублей |
- Введение
- 1. Обзор современного состояния топографической аэросъемки с использованием БПЛА
- 1.1 Определение БПЛА, разновидности и основные характеристики
- 1.2 БПЛА различных отечественных и зарубежных производителей
- 1.2.1 Беспилотный вертолет промышленного назначения Scout B1-100
- 1.2.2 Беспилотный летательный аппарат Trimble Gatewing X100
- 1.2.3 Аэрофотосъемочные комплексы Геоскан
- 1.2.3.1 Geoscan 200
- 1.2.3.2 Geoscan 401
- 1.2.3.3 Беспилотный аэрофотосъемочный комплекс GeoScan 101
- 1.3 Практический опыт использования беспилотных летательных аппаратов для проведения аэрофотосъемки
- 1.3.1 Аэрофотосъемка города Томск
- 1.3.2 Опыт применения технологии аэрофотосъёмочных работ с беспилотных летательных аппаратов в горном деле
- 1.3.3 Образовательные проекты
- Выводы по главе
- Выводы по главе