3.2.1 Подготовка нивелирной трассы. Разбивка пикетажа
Продольное нивелирование включает следующие этапы работ: получение задания; рекогносцировка трассы; разбивка пикетажа; нивелирование трассы; увязка превышений и вычисление отметок точек; составление профиля трассы. Получив задание на продольное нивелирование, подбирают необходимый плановый и высотный материал для района производства работ. По высотному материалу выбирают те из ближайших пунктов и реперов государственной высотной основы, к которым ближайшим путем и с требуемой точностью будут привязаны концы ходов продольного нивелирования.
Рекогносцировку трассы выполняют на местности для уточнения выбранного направления, выбора углов поворота трассы, проверки наличия и сохранности реперов, привязки ходов с учетом технической и экономической целесообразности при проведении строительства. Перед нивелированием трассы проводят подготовительные работы. Для чего по оси будущего сооружения, по кольям и столбам, закрепляющим вершины углов поворота трассы, прокладывают теодолитный ход. Углы в поворота хода измеряют теодолитом, длины D линий - стальной мерной лентой. Вершины углов поворота обозначают ВУ1, ВУ2 и т.д.
Разбивка пикетажа по трассе состоит в откладывании по оси будущего сооружения отрезков, горизонтальные положения которых равны 100 м (иногда 60 и 40 м). Эти отрезки называют пикетами.
Конец каждого пикета, закрепленного деревянным колышком длиной 15-25 см, забитым вровень с землей, называют пикетной точкой (или пикетом). Рядом с пикетным колышком забивают второй - сторожек, несколько выступающий над землей; на сторожке обозначают номер пикета. Начало трассы обозначают ПК0 (пикет нуль), последующие - ПК1, ПК2,… и т.д. Поэтому по номеру каждого пикета легко определяется число сотен метров трассы от ее начала. Характерные точки излома рельефа местности между пикетами, а также пересечения трассой границ угодий, ручьев, рек, озер, надземных сооружений, подземных коммуникаций и т.п. тоже отмечают колышками. Эти точки называют плюсовыми (или промежуточными), так как их местоположение на трассе определяется расстоянием от пройденного заднего пикета. Например ПК3+48 означает, что данная плюсовая точка находится между ПК3 и ПК4 на трассе в 48 м от ПК3.
При разбивке пикетажа результаты всех измерений заносят в пикетажную книжку, в которой указывают значения углов поворота трассы, номера всех пикетов и плюсовых точек, а также зарисовывают абрис глазомерной съемки и полосы земной поверхности вдоль трассы. В местах, где будут построены сооружения, или через определенные расстояния вдоль трассы, а также на углах ее поворота устанавливают временные реперы, размещения их за пределами будущих земляных работ.
- Введение
- 1. Охрана труда при проведении геодезической практики
- 1.1 Основные правила при обращении с геодезическими инструментами
- 1.2 Техника безопасности при проведении геодезических работ
- 2. Геодезические работы по созданию плановой опорной сети простейшего вида
- 2.1 Поверка теодолита
- 2.2 Понятие о теодолитной съемке
- 2.2.1 Полевые работы при проложении теодолитных ходов
- 2.3 Обработка замкнутого теодолитного хода
- 2.3.1 Уравнивание углов в замкнутом теодолитном ходе
- 2.3.2 Уравнение приращения координат точек теодолитного хода
- 3. Геодезические работы по созданию высотной опорной сети простейшего вида
- 3.1 Поверки нивелира
- 3.2 Понятие продольного нивелирования
- 3.2.1 Подготовка нивелирной трассы. Разбивка пикетажа
- 3.2.2 Нивелирование трассы
- 3.3 Управление превышений разомкнутого нивелирного хода
- 3.4 Построение продольного профиля трассы
- 4. Нивелирование поверхности по квадратам
- Заключение